Использование педагогической системы А.С. Макаренко в процессе подготовки будущего учителя

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Использование педагогической системы А.С. Макаренко в процессе подготовки будущего учителя

Страница 1

В процессе подготовки будущего учителя, который стремится к высокому уровню педагогического мастерства, важную роль играет яркий жизненный пример педагога, который стал известным благодаря педагогическому совершенству. Конечно, судьбы всех педагогов отечественной и мировой педагогики есть довольно интересные и поучительные. В практике учебного процесса традиционным стало раскрытие теоретически-практических достижений педагога. Конечно, на этом базируется сам процесс подготовки будущего учителя. Но начальный этап, который адаптирует студента к избранной специальности, более всего насыщенный мотивами, которые побудят его к определенному совершенству. В этот период, на наш взгляд, следует обеспечить студентов знаниями про жизненный и творческий путь ведущих педагогов. Так как наше исследование основывается на творческом наследии А.С. Макаренко, то, конечно, мы проследим процесс его педагогического становления в аспекте подготовки будущего учителя.

Итак, обратимся к "внутренней природе" А.С. Макаренко – естественные качества, которые характеризуют его как человека и педагога.

Интеллектуальные качества. Стремление к знаниям, к самообразованию, к самосовершенствованию – ведущий фактор, который мотивировал выбор пути А.С.Макаренко в педагогику. Он стал основоположником в процессе выбора педагогической профессии.

Закончив в 1904 г. Кременчугское городское училище, в 1905 г. 17-ти летний А.С. Макаренко начинает свой педагогический путь преподавателем Крюковского двухклассного железнодорожного начального училища. Стремление отца видеть своего сына ученым и сделать его учителем совпало с интересами и самого А.С. Макаренко, так как профессия учителя давала возможность удовлетворить жадность к знаниям, стремление к самообразованию, к умственному и культурному росту. "Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получил воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть другим", – делает вывод в книге "Мой учитель" сподвижник А.С. Макаренко М.Э. Фере.

Исключительно богатая и разнообразная эрудиция побуждала Макаренко к образованию. В начальной школе и в четырехклассном городском училище Макаренко не только успешно справлялся с учебными задачами, но и много читал. Любимыми произведениями Макаренко были произведения А.С.Пушкина, Н.Г.Чернышевского, Н.В.Гоголя, И.А.Крылова, И.С.Тургенева, М.Горького. Отрывки из произведений он изучал наизусть.

Стремления к знаниям со временем превратились у него в стремления к науке. Не считаясь с напряженными занятиями самообразования, Макаренко остро ощутил недостаток систематических научных знаний. Да и нужно было, кроме того, как-то подытожить девятилетний педагогический опыт, который накопился. В 1914 году открывается учительский институт в Полтаве. Задача этого учебного заведения состояла в подготовке преподавателей городских и высших начальных училищ. Сюда принимали, как правило, учителей начальной школы, не меньше как с двухлетним педагогическим стажем. Поступить в учительский институт было тяжело, так как таких институтов было немного в царской России. Несмотря на серьезный конкурс (число поступающих в 4-5 раз превышало наличие свободных мест), Макаренко с блеском выдержал вступительные испытания. Слушателей в период 1914/15 учебного года было совсем немного - всего двадцать пять - тридцать, а состав их был довольно пестрый. Рядом с совсем молодыми юношами на скамьях аудиторий сидели солидные люди. Однокурсники Макаренко был народ демократический, малообеспеченный, преимущественно дети крестьян, рабочих и городской бедноты. Во главе института стоял талантливый педагог и организатор Александр Константинович Волнин, о котором более позднее с большим уважением высказывается Макаренко в выступлении на юбилее школы № 1 Ярославской железнодорожной дороги: "Часто в руках наших нет даже тех масштабов, с помощью которых можно измерять важнейшие явления. Так и мне тяжело измерить и тяжело вам рассказать, как много сделал для меня и других Александр Константинович . Он был всегда настоящим человеком, и он воспитывал у нас лучшие человеческие стремления. В моем же педагогическом развитии он создал главнейшие принципы и привычки духа".У него я позаимствовал главную позицию моей педагогической веры: "как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Специфика учебно-познавательной деятельности в группе продленного дня
Группа продленного дня - форма исторически самая ранняя, но до сих пор она довольно широко распространена. Она бывает двух видов: 1) Одновозрастная группа охватывает школьников двух и более классов из одно параллели. В такой группе, как правило, быстро устанавливаются контакты между детьми. Они р ...

Методы контроля
При проведении контроля очень важным аспектом является выбор метода контроля, так как от этого зависит эффективность проводимого контроля. По словам П.И. Пидкасистого современная дидактика выделяет следующие методы контроля: Методы устного контроля Методы письменного контроля Наблюдение (метод ...

Анализ урока учителем изобразительного искусства
В. А. Сухомлинский считал, что, если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой. Логическое следствие анализа уч ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru