Мышление и речь

Страница 7

Поэтому в устной речи синтаксис проще, предложения короче, выше повторяемость слов, нередки ошибки: незаконченность начатых предложений, неправильное их построение, неточный выбор слова, неправильное образование морфологических форм и т. п.

Письменная речь всегда полнее и сложнее устной (особенно монолог): крупнее предложения, больше сложных предложений, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение, больше книжных слов.

Как показали исследования, даже размер целого рассказа (сочинения) в письменном варианте в среднем больше по объему, чем в устном варианте. Все это объясняется возможностью подготовить, обдумать письменное высказывание, причем эта подготовка проходит не только в форме внутренней речи, но и устно.

Письменная речь, особенно в начальных классах, протекает значительно медленнее, чем устная, так как дети еще не овладели навыком скорописи. Поэтому у некоторых детей сам процесс написания превращается в самоцель, а это отрицательно сказывается на содержании написанного сочинения. Следовательно, очень важно добиться, чтобы для каждого ученика всегда главным, ведущим было содержание, чтобы школьники постоянно искали наилучшие формы выражения подготовленного содержания сочинения.

В письменной речи невозможны паузы, логические ударения и другие вспомогательные средства, играющие столь важную роль в устной речи. Этот недостаток письменной речи компенсируется отчасти знаками препинания, делением текста на абзацы, выделением слов шрифтом и некоторыми другими средствами.

Огромную роль в письменной речи играют орфография и пунктуация (аналогичную роль в устной речи играет орфоэпия).

По количеству активных участников акта коммуникации речь может быть представлена в виде монолога или диалога.

Монолог – развернутое высказывание одного лица.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами.

По наличию содержательно – смысловых и коммуникативно – структурных признаков текста выделяют функционально – смысловые типы речи – описание, повествование, рассуждение.

По функционированию речи в той или иной социально значимой сфере общественной практики выделяют функциональные стили.

На процесс речи влияют психологические и социально – ролевые характеристики.

К психологическим структурным компонентам относятся намерение и цель высказывания. К социально – ролевым структурным компонентам акта речевой коммуникации относятся статусные и ситуативные роли участников общения и стилевые приемы.

Функции речи связаны с ее сущностью и взаимосвязаны между собой.

1. Одна из основных функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении.

2. Коммуникативная функция заключается в том, что речь служит средством человеческого общения (человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение или сообщить что – либо, поэтому речь определяют как использование языка в коммуникативных целях).

3. Эмоциональная, проявляющая в способности выражать чувства и эмоции говорящих.

4. Волюнтативная (функция воздействия) – при помощи языка человек может воздействовать на кого – либо.

Как мы видим, речь – это один из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта.

Основными функциями речи являются функции общения, эмоционального самовыражения и воздействия.

Развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе.

Поэтому одним из основных аспектов работы на уроках русского языка уже в начальных классах является развитие речи, включающее обучение нормам литературного языка, работу по обогащению словаря и грамматического строя речи, развитие связной (монологической) речи.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Прочие статьи:

Основы патриотического воспитания дошкольников
На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую сторону и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социалистическое содержание. Любовь к родной земле сочетается с преданностью социалистическому строю. Любовь к Родине включает: заботу об интересах и ...

Группа продленного дня как феномен образования
Если искать исторические корни системы продленного дня в "мировом масштабе", то надо обратится к Платону. В трактате "Государство" (IV век до н. э) он обрисовал идеал социальной жизни и общественного воспитания детей от колыбели до второй ступени школы философов, где до 35-летн ...

Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию креативности
Анализ и интерпретация результатов исследования Исходя из гипотезы исследования, в которой предполагается, что развивающая работа, направленная на развитие креативности учащихся начальной школы в ходе учебной деятельности будет более эффективной, если использовать комплекс мероприятий, куда входят ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru