Эта проблема может быть решена с помощью данных функциональной стилистики: экстралингвистических факторов, обусловливающих стиль речи: сферы общения — официальная или неофициальная, условий общения — персональная или массовая коммуникация, функции речи — общения, сообщения, воздействия.
В совокупности эти признаки составляют типовую, стилистически значимую речевую ситуацию.
Тем самым она подключает действие деятельности общения (коммуникации) и превращает искусственно говорение, речь ради речи, в естественное высказывание, направленное на достижение определенных, реальных, существенных для жизни (общения) целей.
Из сказанного видно, что наиболее благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне деятельности, то есть в условиях, пpиближенных к естественной коммуникации, обеспечивающих сознательность в построении высказывания и более высокую мотивацию в обучении.
Коммуникативный подход к работе по развитию речи существенно меняет методы обучения. Наряду с традиционным для школ прямым, имитационным методом усвоения родной речи с такими его ведущими приемами обучения, как изложение и сочинение по образцу, большое значение приобретает метод моделирования речевого высказывания.
Он реализуется в различного вида ситуативных упражнениях, основанных на зависимости содержания речевого оформления наших высказываний от речевой ситуации.
Развивая у учащихся умение соотносить содержание и форму своих высказываний с речевой ситуацией, эти упражнения дисциплинируют мышление, обостряют чувство родного языка, приучают гибко пользоваться им, выбирая из нескольких речевых вариантов один, наиболее подходящий к данным условиям речи. Ситуативные упражнения повышают речевую культуру учащихся и — через нее — культуру их поведения в целом.
В этом их большое воспитательное значение.
Таким образом, трактовка речи как деятельности, успешно разрабатываемая советской психологической школой, является стимулом развития методической мысли в наши дни и научной основой совершенствования преподавания родного языка.
Л.С. Выготский считал, что психологической основой речи служит мысль и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системой умственных действий возможно успешное развитие речи.
«Внешняя речь, — как средство, писал Л.С. Выготский,— есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация» .
В связи с этим речь рассматривается как средство развития мышления, поэтому в методике развития речи учащихся столь большое внимание уделяется подготовке материала, его обработке, отбору, расположению, логическим операциям.
Однако и понятийное мышление не может успешно развиваться без языкового материала, без речевого оформления и выражения. В отвлеченном мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки, свойства явлений реального мира. Понятия же обозначаются словами (или словосочетаниями), следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку.
Точное понимание значения слова (словосочетания), обозначающего понятие, умение быстро, в сотые доли секунды выбрать нужное слово, соединить его не только по смыслу, но и грамматически с другими словами, позволяет человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить, осуществлять понятийное (речевое) мышление.
«В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем .».
Иными словами, наблюдается обратное воздействие речи на мысль. Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли.
Овладение языком — запасом слов и грамматической системой, позволяющей выстраивать эти слова в четкие структуры предложений и более крупные компоненты текста,— создает предпосылки для совершенствования мысли, для развития мышления.
Прочие статьи:
Общие принципы построения системы непрерывного контроля
Прежде чем решиться применить СНК, следует ответить на вопросы: «что стимулировать?»; «из каких конкретно элементов должна состоять СНК?»; «как распределить баллы внутри системы?»; «на каком уровне установить балльное пороговое значение для сдачи зачета и каким образом перейти от баллов к оценке п ...
Дисграфия: понятие, этиология, симптоматика
Дисграфией называют стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие грубых нарушений зрения или слуха. Дисграфия - это специфическое, избирательное расстр ...
Анализ урока физической культуры
Общие сведения
Класс 11.
Число учащихся - 20 человек и присутствующих из них на уроке – 15 учеников.
Дата и место проведения: 03.02.11г. Спортивный зал Школы №4 г.Шуи
Урок провёл: учитель физической культуры Шилова С.В.
Урок анализировал: студентка ФФК ОЗО 1группы 4 курса Морозова С.С
Подгот ...