Мышление и речь

Страница 5

Психолог Н. И. Жинкин писал: «Речь — это канал развития интеллекта . Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Знания, факты, то есть различного рода информация,— это материал и мышления и речи.

Отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. С одной стороны, мышление шире речи, оно опирается не только на язык.

Психологи выделяют, кроме логического, отвлеченного, понятийного (речевого) мышления, также наглядно-образное и конкретно-действенное мышление. Чаще всего последние дна вида мышления обходятся без речи; все названные виды мышления обычно совмещаются, то есть процесс логического мышления включает в себя, например, элементы образного мышления.

Теоретическую основу развития речи составляют лингвистические дисциплины, предметом изучения которых является речь.

«В лингвистике существуют две сферы исследований: в одной изучается языковая система, в другой — речь. Лингвистика речи имеет своим объектом все те типизированные явления, которые не оторвались от участников коммуникации и обстановки общения, то есть от прагматической стороны речи».

Прагматическую сторону речи составляют компоненты речевой ситуации, все те внеязыковые факторы и обстоятельства, без которых речевой акт не может состояться: «говорящий субъект и адресат…обстановка речевого общения и тот фрагмент объективной действительности, о котором делается сообщение».

В психолингвистике и методике понятие «речевая ситуация» получило достаточно широкое распространение и определяется как «совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие».

В этом понятии обычно различают две стороны — описываемую ситуацию и ситуацию общения. Первая — это фрагмент действительности, который изображается художником слова, или информация о котором составляет предмет речи; вторая включает себя условия и задачи общения: характеристику участников коммуникации, обстановку общения и коммуникативное задание — цель общения.

Лингвистика речи изучает типизированные речевые явления, зависящие или от описываемой ситуации, или от ситуации общения, или от той и другой сразу.

Связь всех лингвистических дисциплин, изучающих речь, с речевой ситуацией, с условиями протекания речевого акта дает основание говорить о них как о речеведческих дисциплинах, а понятия, рассматриваемые в них, объединить термином — «речеведческие понятия».

Таким образом, остановившись на психологическом аспекте нашего исследования, мы выделили, что речевая деятельность, как процесс говорения, и развитие речи взаимосвязаны: структура речевой деятельности соотносится с системой работы над связным высказыванием.

В связи с этим наряду с традиционными методами усвоения родной речи в настоящее время используется коммуникативный подход, заключающийся в моделировании речевого высказывания, создании речевой ситуации.

Развитие речи и развитие мышления также взаимосвязаны: психологической основой речи служит мысль, успешное развитие речи возможно на основе развитой системы понятий, в свою очередь овладение языком создает предпосылки для совершенствования мысли, для развития мышления.

Поэтому методика развития речи основывается на психологии и учитывает психологические особенности при разработке различных методов обучения.

Речь. Виды речи. Функции речи

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется.

Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонения, спряжения и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Способы организации группы
Классная комната может быть приспособлена для облегчения различных видов взаимодействия и возможные трудности могут быть предотвращены при помощи тщательного планирования. В тех случаях, когда мебель прикручена к полу, О’Рейли дает несколько рекомендаций преподавателю, который готов вытерпеть нек ...

Характеристика словесной оценки
Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценки словесной или оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее с ...

Диагностика и развитие креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников
Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет актуальную задачу современного образования. Для ее решения необходимы надежные и обоснованные методики психодиагностики креативности детей младшего школьного возраста. Отбор и использование диагностических методик (тестов) д ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru