«Эмоциональный барьер» возникает как в общении, так и в индивидуальном действии ребёнка.
Под эмоциональным барьером мы понимаем ситуацию, когда человек не может реально совершать эффективные действия: он либо находится в состоянии переживания, либо совершает ряд действий, основание которых эмоция, возникшая в результате неуспешного действия.
Чтобы дети осознавали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду и т.д.), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях. Здесь и необходимо поговорить об эмпатии. Под эмпатией подразумевают способность к пониманию и сопереживанию эмоций других людей. Умение совместно радоваться успеху, огорчаться неудаче, ощущать общность и поддержку, чувствовать, что есть группа людей, близких тебе по духу и деятельности. В то же время неумение осмыслить эмоции может привести к возникновению «эффекта толпы», когда группа, заражённая, например, общей эмоцией гнева, совершает насильственный акт.
Далее, что немаловажно, необходимо развивать у ребёнка способности воспринимать и учитывать в своём поведении состояние, желания и интересы других людей. Посредством специально организованных групповых занятий в условиях детской общности ребёнок развивает способность к сопереживанию и осмыслению эмоций другого. Но прежде надо понять причину и механизм возникновения эмоций. Так, например, ребёнок, проигрывая сцены, будет оценивать ситуацию, самостоятельно искать и осмысливать более эффективные способы решения проблемы, отраженной в литературном этюде, учиться овладевать эмоциями и соотносить свои действия с чувствами окружающих, быть ответственным за принятое решение.
Предъявляемая программа, автором которой является Новикова Наталья Владимировна, включает три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. программа рассчитана на младших школьников, имеющих задержку психического развития.
«Золотое детство» – жизнь без забот и постоянных обязанностей. Обычно именно так мы вспоминаем своё детство. Но за безоблачной картиной детства лежит стремительное психическое развитие ребёнка, гораздо более интенсивное, чем во все последующие годы. За короткий срок ребёнок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает речью, навыками установления взаимоотношений с другими людьми и навыками общения.
Важная особенность психического развития ребёнка состоит в том, что он становится просто человеком, приобретает то, что необходимо любому члену человеческого общества в любой области жизни и труда, в том числе и в общении, у него формируются свойства личности, особенности характера т.д.
Сам механизм формирования некоторых свойств личности, развивающихся на основе её опыта социального познания и общения в коллективе, Б.Г. Ананьев раскрывает следующим образом: «Общественные отношения… создают тип личных отношений (привязанности, вкусы и т.п.). На основе этих индивидуальных отношений общения и формируются так называемые коммуникативные черты характера» .
Дети с задержкой психического развития отстают в речевом развитии. Недостатки в развитии эмоционально – волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенными особенностями детей с ЗПР являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития. На основе всех индивидуальных особенностей детей с задержкой психического развития мы строим обучение для них, которое невозможно без правильно организованного общения. Поможет в этом, безусловно, не только соблюдение самых простейших правил снижения барьеров общения. Для того, чтобы уменьшить вероятность возникновения какого–либо барьера, необходима целенаправленная, построенная в зависимости от особенностей этих детей, коррекционно – развивающая программа. Предлагаемая в моей работе программа ориентирована на младших школьников с ЗПР. Если работать по ней последовательно, то есть вероятность научить детей хоть в какой–то мере управлять своими эмоциями в различных ситуациях.
Прочие статьи:
Виды грамматических навыков
Методисты выделяют два вида грамматических навыков: рецептивные и продуктивные, исходя из видов речевой деятельности. Под продуктивными грамматическими навыками понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка. Под рецеп ...
Гуманизация воспитания
К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип - гуманизации. Он требует:1) гуманного отношения к личности воспитанника;2) уважения его прав и свобод;3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;4) уважения к позиции ...
Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся
школьников
Целью экспериментального исследования является выявление, особенностей просодической стороны речи у заикающихся школьников.
Для реализации поставленной цели были выполнены следующие задачи:
Изучение отечественной литературы по проблеме исследования нарушений просодической стороны речи у заикающи ...