После произведенного анализа специальной литературы по проблеме исследования была подобрана экспериментальная методика исследования словообразования существительных дошкольников с задержкой психического развития, состоящая из 10 серий заданий. В ходе обследования детям было предложено выполнить 30 заданий, направленных на исследования уровня сформированности словообразования существительных.
Далее было проведено экспериментальное исследование, сделаны выводы. Исследование показало, что показатели уровня сформированности системы словообразования существительных, у детей с ЗПР уступают показателям детей без патологии. Анализ полученных данных показал, что наиболее развитыми у детей обоих групп оказались способности к образованию имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов, наименее развитыми – способность к образованию существительных от глаголов.
Также был определен уровень сформированности словообразовательных процессов: у детей ЗПР это уровень ниже среднего, тогда как у детей с нормальным речевым развитием он соответствует уровню выше среднего. Также было отмечено, что словообразование существительных у детей с ЗПР характеризуются рядом специфических особенностей; правильное образование слов возможно на материале хорошо усвоенных, часто употребляемых в речи слов; затруднен перенос усвоенных навыков словообразования на новый, менее употребляемый в речевой практике лексический материал. У дошкольников с ЗПР встречается большое количество ошибок при образовании всех форм существительных. Дети указанной категории хорошо понимают и образуют лишь те слова, которые встречаются в речевой практике. Обобщив все вышеизложенное, мы смогли сделать следующие выводы: овладение словообразованием существительных старшими дошкольниками с задержкой психического развития находится на более низком уровне, чем у нормально развивающихся сверстников; наиболее легким и доступным для дошкольников с ЗПР и детей контрольной группы является образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением и обозначающих детёнышей животных; наиболее сложным для обеих групп детей оказалось задание на словообразование существительных от глаголов; словообразование существительных дошкольников с ЗПР характеризуется рядом специфических особенностей выше перечисленных.
После полученных данных, нами были разработаны методические рекомендации по коррекции нарушений словообразования существительных у данной категории детей. Определены направления логопедической работы и подобраны игры, упражнения способствующее исправлению данного вида нарушения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Таким образом, в ходе написания дипломной работы была решена проблема исследования (разработаны методические рекомендации к коррекции нарушений словообразования существительных у дошкольников с ЗПР), были решены поставленные перед нами задачи такие как, проведение теоретического анализ проблемы исследования нарушений словообразования существительных у дошкольников с ЗПР; подбор экспериментальной методики исследования словообразования существительных дошкольников; выявление особенности словообразования существительных у данной категории детей; а также разработка методических рекомендаций по преодолению нарушений словообразования существительных у дошкольников с ЗПР, с помощью которых мы достигли цели исследования (проанализировали особенности словообразования существительных у дошкольников с ЗПР).
Прочие статьи:
Анализ педагогических идей А.С.Макаренко в контексте
педагогической технологии
Проблема технологизации учебно-воспитательного процесса продолжительное время поддавалась критическим суждениям. Она и ныне является противоречивой. Это поясняется тем, что нередко ассоциируются понятия технология и техника. А педагогический процесс, который в значительной мере основывается на пед ...
Образование как общественное явление и процесс. Стратегия развития
Пед. процесс – это развивающееся взаимодействие воспитателя и воспитанника, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитанника. В этом процессе соц. опыт переплавляется в качество личности.
Главными характ ...
Организация игровой деятельности незрячих детей в условиях школы-интерната III вида
В дошкольном возрасте игра является основной деятельностью ребенка, в которой он реализует свое желание участвовать в жизни окружающих людей. Игра отражает условия жизни ребенка. Содержание игры зависит от богатства его индивидуального опыта, а форма характеризует степень его развития. Ведущее зна ...