Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.
В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.
Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)
Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница)
Как намывается сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница)
Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)
9. Игра «Кто у кого?»
В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.
Вначале логопед задает детям загадку про животного. Например:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее…
Кто это? (Это лиса)
А как называют детеныша лисы? (Лисенок)
«Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок). Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?».
10. Игра «Назвать животных парами».
Детям предлагается загадка:
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям может лазать,
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
- Кто это? (Белка)
- А как называют детеныша белки? (Бельчонок)
На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка - бельчонок, заяц - зайчонок, волк - волчонок, медведь - медвежонок).
Логопед показывает картинку дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.
- А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова - теленок, лошадь - жеребенок, овца - ягненок, собака - щенок, свинья - поросенок)
11. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».
На доске картинки «Лиса и лисята».
Сначала дети вспоминают название одного детеныши.
Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок - это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)
- А теперь поиграем с мячом.
Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.
12. Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?»
На доске картинка по сказке «Три медведя».
- Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя»)
- Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа - медведь Михаил Иванович, мама - медведица - Настасья Петровна, детеныш - медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя - это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному. Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (можно и детенышей во множественном числе) животных: лис - лиса - лисенок, заяц - зайчиха - зайчонок, волк -волчица - волчонок, еж - ежиха - ежонок, лев - львица - львенок, тигр - тигрица - тигренок, слон - слониха - слоненок.
- А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык - корова - теленок, пес - собака - щенок, кролик - крольчиха - крольчонок, кот - кошка - котенок.)
13. Упражнение «Изменить слово по аналогии».
бусы - бусинка, дождь - .
пыль - . снег- .
дождь - . песок - .
изюм -
14.Упражнение «Назвать профессии (по картинкам)».
Логопед предлагает детям ответить на вопросы:
Кто носит багаж? Носильщик.
Прочие статьи:
Психолого-педагогические аспекты организации учебного
сотрудничества
Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает, что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Говоря о педагогическом, учебном сотрудничес ...
Исследование уровня религиозных воззрений семьи
Религиозная статистика, так же как всякая подобного рода статистика, не может быть абсолютно точной. Однако в какой-то степени она дает общую картину соотношения религиозных исповеданий. Систематические социологические исследования зафиксировали устойчивый рост уровня религиозности населения: по д ...
Диагностика и развитие креативности в процессе учебной
деятельности у младших школьников
Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет актуальную задачу современного образования. Для ее решения необходимы надежные и обоснованные методики психодиагностики креативности детей младшего школьного возраста. Отбор и использование диагностических методик (тестов) д ...