Примеры упражнений:
● При произнесении последовательности гласных звуков воспроизводить удивление, недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).
● Произносить эталон «АОУИ» (сочетание гласных) с разной интонацией, сопровождая дирижированием: восторженно, спокойно, вопросительно, задумчиво, скорбно.
● Прослушать фонограмму музыкального произведения из сборника «Веселые нотки» и пропеть «эталон» с той эмоциональной окраской, которую отражает та или иная мелодия, .
● В непрерывной линии звучания выделяем интонационно один из гласных, повышаем или понижаем голос.
А о у и ? (вопрос) - А о у и ! (ответ)
а О у и ? - а О у и !
а о У и ? - а о У и !
а о у И ? - а о у И !
● Изменяя силу, высоту глосса, передаем различные чувства в «автоматизированных рядах» - при пропевании ноток до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до высота голоса увеличивается, а сила уменьшается; при пропевании в обратном порядке высота глосса понижается, а сила увеличивается. Для упражнения использовалась фонограмма игры на фортепиано.
● Отрабатываем все элементы интонации на «эталоне» АОУИЭ, сопровождая произношение дирижированием. Используем такие эмоциональные состояния: восторженность, торжество, спокойствие, команда, ласка, поучение и т.д.
Логоритмические упражнения
Огромная роль отводится выработке оптимального темпа и ритма речи у заикающегося посредством специально подобранных упражнений с использованием слухового контроля, ритмических движений (встречное дирижирование, ходьба, прыжки, хлопки и т.д.). Логопедическая ритмика способствует нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, а также просодии речи. Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые и ритмические упражнения воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительность выдоха, мягкую атаку голоса.
В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения:
- двигаться в заданном темпе;
- чередовать движения в различном темпе;
- согласовывать движения с ритмической организацией высказываний и проговариванием в нужном темпе.
Рекомендации к упражнениям
Упражнение необходимо выполнять:
– с четкой артикуляцией;
– с равномерным распределением выдоха;
– соблюдая умеренный темп;
– синхронизируя произнесение и движение (на слог).
Примеры упражнений:
● Ходьба на месте по кругу в среднем темпе. Произносить слитно, гласные звуки, слоговые ряды, позже слова (автоматизированные ряды) и фразы (чистоговорки, скороговорки). Произносим слог на каждый шаг. В конце занятия темп движений и речи увеличиваем.
а - о - у - и
Ах-ох-ух-их
Ва-во-ву-ви
На горе Арарат зреет спелый виноград.
Наша армия сильна, охраняет мир она.
● Прыжки поочередно на правой и левой ноге. Весь речевой материал произносим на выдохе.
Ама – ома – ума- има
Хоп – хоп – хап – хап – хип – хип
Топ – тап – туп – тип
● Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. В начале в качестве речевого материала используем слова начинающиеся с гласного звука. Далее используем короткие предложения.
Аист, август, апельсины, ананасы
Окно, обои, охота, облако
● Слитное произнесение месяцев, дней недели и дирижирование в такт проговаривания, с повышением высоты и силы голоса (от шепотной до громкой и наоборот).
● Согласование речи с движением рук в стиле «робота».
Прочие статьи:
Физическая нагрузка в дошкольном возрасте и ее значение для сохранения и
укрепления здоровья
Здоровья человека во многом определяется уровнем развития качественных сторон его двигательной деятельности. Основные из них: сила, быстрота (скорость), выносливость.
Здоровье дарит человеку счастье и возможность трудиться долгие годы. Болезнь же лишает жизнь радости, приносит много горя и страда ...
Определение понятия
творческой личности
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.
Что такое творческая личность? Прежде всего, ...
Методика обучения устной речи швейцарского врача И.К. Аммана
Следующие сведения об обучении глухих словесной речи относятся к концу XVII столетия благодаря швейцарскому врачу Иоганну Конраду Амману. В своей врачебной деятельности он пришел к выводу о том, что медицинскими средствами бороться с глухотой нельзя, и попытался найти выход с помощью филологии. На ...