Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и других странах. Специально подобранная мелодия снимает гнев и досаду, улучшает настроение. При помощи музыки облегчается установление контакта с человеком. Приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.
Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Он способствует формированию двигательных навыков, ритмических способностей.
На значение музыки в эстетическом воспитании детей уже раннего возраста указывал В.М. Бехтерев. Дети задогло до развития экспрессивной речи реагируют на музыку, звуки песни. С возрастом на ребенка действует то или иное изменение высоты тонов или мелодии звуков, ибо ребенок на одни мелодии реагирует сосредоточением и успокоением, а на другие – плачем. Позднее на ребенка начинает влиять тембр или музыкальная окраска, т.к. в это время он различает тон речи.
В.М.Бехтерев писал, что от детальной разработки вопроса о музыкальном воспитании с раннего детского возраста в значительной мере зависит эстетическое, а следовательно и нравственное развитие человеческой личности.
Музыка учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.
О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я. Басов, Н.Г. Александрова, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, Е.И. Зоткина и др.
У детей с речевыми нарушениями наблюдается дефицит эмоций, проявляющийся в импрессивной и экспрессивной сферах. Они плохо дифференцируют вербальные и невербальные средства эмоциональной выразительности партнеров общения, испытывают затруднения в передаче эмоций, что, в частности, выражается в обеднении их мимики и жестов. Указанные особенности могут существенно ограничивать коммуникативные возможности этих детей. Прослеживается непосредственная зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния и речевого общения заикающихся.
Итак, нарушение коммуникативных отношений способствует наращиванию эмоциональной напряжённости, которая ведет к усилению речевых судорог и нарушениям просодической стороны речи, тем самым проявляется в различных видах расстройств эмоционального поведения: перегрузке эмоционального напряжения, приводящей к конфликтным ситуациям; обострением отрицательных взаимосвязей с взрослыми и сверстниками.
Таким образом, сдвиг темпо-ритмических соотношений в процессах возбуждения и торможения у заикающихся детей приводит к нарушению плавности речи, что ведёт к дискоординации всего речевого акта и обострению эмоционального напряжения. Замкнутый патологический круг требует разрыва патологических связей. Именно искусство может служить той «молнией», которая, сжигая отрицательные эмоции, может способствовать освобождению эмоционального напряжения и постройке нового «здания» коммуникаций заикающихся дошкольников. Согласно теоретическим исследованиям эмоций, проводившимися П.В. Симоновым, С.Х. Рапопортом, А.Н. Леонтьевым эмоции - энергизируют и организуют восприятие, мышление и деятельность, что обусловлено их когнетивно-оценочной функцией.
Это обстоятельство позволяет рассматривать музыку как важное средство коррекционного воздействия на заикающегося ребенка, поскольку она является мощным фактором активизации эмоции.
Практика использования музыки при коррекции речевых расстройств опирается, в частности, на предположение о сходстве механизмов восприятия музыкальных и речевых сигналов.
В настоящее время получены сведения о конкретных механизмах влияния музыки в целом на мозг человека, на психомоторику, на вегетативные и соматические функции.
Основой функциональной музыки и ее терапевтического воздействия послужили экспериментальные данные о том, что ритмы различных функций организма, включая эмоциональные, тесно связаны с ритмами работы мозга. Под воздействием внешних раздражителей ритм работы мозга можно изменять. Следовательно с помощью изменяющихся ритмов возможно активизировать или успокаивать не только работу мозга, но, в частности, изменять настроение.
Прочие статьи:
Виды, факторы, классификация школьной
недисциплинированности
По мнению отечественных педагогов, недисциплинированность – процесс нарушения связей в системе «личность – социум». Чем большую область взаимоотношений между индивидом и социумом захватывает процесс недисциплинированности, тем меньше уровень реальной дисциплинированности. Процесс взаимодействия ин ...
Концептуальные положения системы Л.В. Занкова с точки зрения современной
педагогики
Система начального обучения Л.В. Занкова изначально ставила перед собой задачу «высокого общего развития учащихся». Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов («ума»), волевых качеств, управляющих всей деятельностью человека («воли») ...
Социальные ценности
Понятие "социальный", как правило, тождественно понятию "общественный", понятие "социум" - понятию "общество". Чаще всего понятие "социальный" означает "относящийся к человеку как общественному существу".
Хотя мы не можем "социально ...