Основоположник музыкальной дошкольной педагогики Н.А. Ветлугина выделяет четыре вида музыкальной деятельности доступных для дошкольников: слушание, исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игру на инструментах), творчество и музыкальную грамоту. Автор и ее последователь Б.М. Теплов отмечают важность всех видов музыкальной деятельности для общего развития и воспитания ребенка, которые помогают формировать навыки активного восприятия, обогащают сенсорный опыт детей, прививают знания, развивая интеллект и культуру ребенка.
Активная, двигательная природа музыкально - ритмического чувства легла в основу метода, разработанного Э. Жак Далькрозом суть которого заключалась в развитии ритмического чувства через различные пластические движения.
Включение специальных музыкально - ритмических занятий в курс лечения заикающихся было предложено в 1930 году профессором Гиляровским, который подчеркивал особую ценность ритмики для развития моторики [20]. Под его руководством была создана особая система лечебной ритмики и разработана методика музыкально-ритмических занятий для заикающихся детей и взрослых. Музыкальный ритм, благодаря своему богатству и разнообразию, дает неисчерпаемый практический материал. Огромное значение музыки как фактора тонизирующего, бодрящего, активирующего и спаивающего коллектив общеизвестно, поэтому лечебная ритмика, требующая движения в определенной музыкальной форме и подчинения определенному музыкальному ритму, играет в процессе оздоровления эмоциональной и волевой сферы больного большую роль.
Разновидностью этой системы является логопедическая ритмика.
Г.А.Волкова разработала логопедическую ритмику не только для заикающихся детей, как все перечисленные выше авторы, но впервые для детей с дислалией, дизартрией, ринолалией, нарушениями голоса, алалией и афазией.
Логопедическая ритмика, как и вообще лечебная ритмика, в основе своей системы имеет понятие ритма как начала организующего и дисциплинирующего, которое укладывает всякое действие в определенную музыкально-ритмическую форму и тем самым регулирует поведение логопата. Упражнения строятся на основе музыкального ритма, который дает возможность богато разнообразить движения и придает занятиям особую, бодрую жизнерадостную окраску.
Практика применения музыки в дефектологии не ограничилась только логопедической ритмикой. Музыку и движение в целях коррекции активно использовали для детей с нарушениями слуха Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт, свою методику в отличие от логопедической ритмики они назвали фонетической ритмикой.
М.П. Вайзман подробно рассмотрел возможности использования музыки для коррекции психомоторных расстройств детей олигофренов.
Рекомендации по музыкотерапии при обучении и коррекции развития дошкольников с нарушениями движений предложили И.А.Смирнова, Н.И.Иванова, А.А.Лыщик. В основу всех этих работ положено развитие ладового и ритмического чувства, то есть перцептивного и продуктивного компонентов музыкального слуха, а также по формированию музыкального мышления для детей с церебральными параличами.
Формированию слуховых представлений, то есть развитию репродуктивного компонента музыкального слуха у заикающихся, посвящены работы по пению - Л.З. Андроновой, М.А.Арутюнян.
В последнее время все большее внимание в работе с детьми уделяется психологическим недирективным методам развивающим творчество и рефлексию, в противоположность педагогическим дидактическим методам ритмики и традиционного музыкального воспитания. Это направление обозначают термином "музыкотерапия". Задачи музыкотерапии для детей сформулировала Ю.С.Шевченко. К ним относятся: тренировка наблюдательности, упражнения на устойчивость внимания и его переключаемость, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие мыслительных способностей и фантазии, тренировка языковых и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, развитие общей и тонкой моторики.
Прочие статьи:
Основные методы и приемы работы с задачей в начальной школе
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимает в этой системе текстовые задачи. Текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой сит ...
Педагогические и психологические аспекты обучения
В соответствии с проектом Государственного образовательного стандарта по информатике, общими целями и задачами факультативов является формирование основ научного мировоззрения школьников, развитие мышления и их творческих способностей, а также подготовка к жизни и деятельности в информационном общ ...
Процесс подготовки социального педагога
Так как социальная педагогика как наука еще достаточно молода и её история начинается с прошлого столетия, профеccиональная пoдготовка coциальных пeдагогов в Рoccии берет своё начало примерно с 1992–1995 гoдов. Проблема профессиональной подготовки социальных педагогов была изученна многими отечест ...