Музыкотерапия как одно из средств коррекционного воздействия на заикающегося

Новая педагогика » Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников » Музыкотерапия как одно из средств коррекционного воздействия на заикающегося

Страница 3

Основоположник музыкальной дошкольной педагогики Н.А. Ветлугина выделяет четыре вида музыкальной деятельности доступных для дошкольников: слушание, исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игру на инструментах), творчество и музыкальную грамоту. Автор и ее последователь Б.М. Теплов отмечают важность всех видов музыкальной деятельности для общего развития и воспитания ребенка, которые помогают формировать навыки активного восприятия, обогащают сенсорный опыт детей, прививают знания, развивая интеллект и культуру ребенка.

Активная, двигательная природа музыкально - ритмического чувства легла в основу метода, разработанного Э. Жак Далькрозом суть которого заключалась в развитии ритмического чувства через различные пластические движения.

Включение специальных музыкально - ритмических занятий в курс лечения заикающихся было предложено в 1930 году профессором Гиляровским, который подчеркивал особую ценность ритмики для развития моторики [20]. Под его руководством была создана особая система лечебной ритмики и разработана методика музыкально-ритмических занятий для заикающихся детей и взрослых. Музыкальный ритм, благодаря своему богатству и разнообразию, дает неисчерпаемый практический материал. Огромное значение музыки как фактора тонизирующего, бодрящего, активирующего и спаивающего коллектив общеизвестно, поэтому лечебная ритмика, требующая движения в определенной музыкальной форме и подчинения определенному музыкальному ритму, играет в процессе оздоровления эмоциональной и волевой сферы больного большую роль.

Разновидностью этой системы является логопедическая ритмика.

Г.А.Волкова разработала логопедическую ритмику не только для заикающихся детей, как все перечисленные выше авторы, но впервые для детей с дислалией, дизартрией, ринолалией, нарушениями голоса, алалией и афазией.

Логопедическая ритмика, как и вообще лечебная ритмика, в основе своей системы имеет понятие ритма как начала организующего и дисциплинирующего, которое укладывает всякое действие в определенную музыкально-ритмическую форму и тем самым регулирует поведение логопата. Упражнения строятся на основе музыкального ритма, который дает возможность богато разнообразить движения и придает занятиям особую, бодрую жизнерадостную окраску.

Практика применения музыки в дефектологии не ограничилась только логопедической ритмикой. Музыку и движение в целях коррекции активно использовали для детей с нарушениями слуха Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт, свою методику в отличие от логопедической ритмики они назвали фонетической ритмикой.

М.П. Вайзман подробно рассмотрел возможности использования музыки для коррекции психомоторных расстройств детей олигофренов.

Рекомендации по музыкотерапии при обучении и коррекции развития дошкольников с нарушениями движений предложили И.А.Смирнова, Н.И.Иванова, А.А.Лыщик. В основу всех этих работ положено развитие ладового и ритмического чувства, то есть перцептивного и продуктивного компонентов музыкального слуха, а также по формированию музыкального мышления для детей с церебральными параличами.

Формированию слуховых представлений, то есть развитию репродуктивного компонента музыкального слуха у заикающихся, посвящены работы по пению - Л.З. Андроновой, М.А.Арутюнян.

В последнее время все большее внимание в работе с детьми уделяется психологическим недирективным методам развивающим творчество и рефлексию, в противоположность педагогическим дидактическим методам ритмики и традиционного музыкального воспитания. Это направление обозначают термином "музыкотерапия". Задачи музыкотерапии для детей сформулировала Ю.С.Шевченко. К ним относятся: тренировка наблюдательности, упражнения на устойчивость внимания и его переключаемость, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие мыслительных способностей и фантазии, тренировка языковых и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, развитие общей и тонкой моторики.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

История развития скульптуры
Скульптура – один из древнейших видов человеческой деятельности. Она идет от тех первобытных времен, когда наши предки выдалбливали сосуды для воды и с наивной непосредственностью, может быть, концом кремня, на черепках, на первых предметах домашней утвари запечатлевали свой нехитрый быт. Каждая н ...

Реабилитация личности несовершеннолетних правонарушителей
В России на протяжении последних 10-15 лет отмечается тенденция социальной и нравственной деградации молодого поколения — рост в ее среде преступности, наркозависимости, алкоголизма и т.д. Чтобы ее преодолеть, важно определить первопричину асоциальных проявлений среди молодежи, создать перспективн ...

Критерии оценки работы
Чтобы оценить работу того или иного специалиста необходима четкая система критериев эффективности работы. Выделяют два общепринятых подхода к понятию «эффeктивность paботы». Пeрвый – это cooтношение мeжду дocтигнутыми рeзультатами (эффектами) и зaтратaми, cвязанными с oбеспечением этих peзультатов ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru