Современный урок изобразительного искусства
как часть общего процесса обучения в полной мере отвечает обще дидактическим закономерностям, принципам и методам процесса обучения и несёт в себе особенности предметного содержания — эстетической действительности, выраженной языком пространственных искусств.
Умелое сочетание обще дидактических принципов и методов обучения с принципами и методами художественной педагогики является одной из основ преподавания изобразительного искусства в школе.
Характерные признаки современного урока изобразительного искусства:
- художественность (целостность, образность, ассоциативность, эмоциональность) как принцип организации;
- активное расширение опыта эмоционально-ценностных отношений учащихся как опыта отношений мира и человека;
- развитие форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах языком пространственных искусств;
- акцент на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся;
- развитие художественно-творческих способностей учащихся;
- сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа;
- функционирование произведения изобразительного искусства на уроке не как объекта, а как субъекта во время свободного, заинтересованного диалога;
- свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической деятельности;
- диалог ученика и учителя, основанный на едином образном языке искусства;
- художественное пространство осуществления урока изобразительного искусства (кабинет), современные средства и оборудование.
Тенденции развития урока в школе – формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса – в значительной степени расширили понимание формы классно-урочного обучения. Появились урок-игра, урок-путешествие, урок-диспут, урок-экскурсия, урок-конференция и т. д. Кроме того, в школе существуют и другие формы обучения, «генетически» связанные с образовательным процессом на уроке.
Дополнительные формы учебной работы:
- пленэр, когда учебные задачи требуют практического освоения особенностей языка живописи в условиях естественной среды;
- экскурсия, сопряженная с выходом за пределы школы для изучения предметов и явлений в их естественном виде (музей, выставочный зал, парк и т. п.);
- консультация, смыслом которой является проработка неясных, трудных вопросов;
- дополнительные занятия, на которых группой или индивидуально учащиеся могут восполнить пробелы по той или иной теме.
Общая функция современного урока
- целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. Однако, чтобы знать, как идти, нужно прежде всего определить: куда? Одним из важнейших моментов организации учебного процесса является целеполагание - процесс формирования цели, ее развертывания. Цель - заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель обусловливает способ и характер деятельности, определяет соответствующие средства ее достижения, является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности. Ясность цели помогает всегда найти в работе «главное звено» и сосредоточить на нем усилия.
Цель урока
вытекает из общих целей воспитания личности в обществе и тех задач, которые оно ставит на каждом этапе своего развития перед школой. Задачи эти определяются потребностями общественного развития. Цель - «модель желаемого будущего» (А. Спиркин). Она включает в себя, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой - программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.
Прочие статьи:
Помощь учебника в определении целей урока
Учебник может служить для определения цели урока. Этот аспект использования учебника очень важен в педагогической деятельности. Определение цели урока должно предусматривать предполагаемый результат действия и мотив, ради которого результат должен возникнуть.
Именно цель урока и, главным образом, ...
Особенности содержания учебников “нового поколения”
Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии, что способствует пониманию содержания предмета изучения;
Объяснение изучаемого материала на примерах их жизни ученика, что способствует формированию навыка поиска причин и ...
Программная разработка библиотеки процедур в среде Maple
– как фактор развития умений программирования
Из опыта работы некоторых школ стало известно, что в последние годы происходило постоянное сокращение учебных часов по предметам физико-математического цикла с одновременным расширением списка изучаемых вопросов. В связи с этим возникла необходимость в дополнительном и эффективном изучении таких б ...