Сущность моделирования в философской и психолого – педагогической литературе

Новая педагогика » Формирование обобщённого умения решать задачи на основе моделирования » Сущность моделирования в философской и психолого – педагогической литературе

Страница 2

Моделирование, исходя из философского определения, предполагает три этапа: выбор (построение) модели; работа с моделью; переход к реальности. Данные этапы процесса моделирования адекватны этапам решения мыслительной задачи в психологии. Из данной науки известно, что процесс, решения мыслительной задачи представляет следующую структуру: постановка проблемы (формулирование вопроса) и анализ условия (выделение элементов, установление соотношений и связей мыслительной задачи); поиск возможных путей решения и решение мыслительной задачи (выдвижение гипотез и перекодировка содержания задачи); проверка решения (путём соотнесения полученных результатов и условия, вопроса; переосмысления задачи с точки зрения открытия других, ещё не решённых задач).

Исходя из цели данного исследования понятие "модель" определяется нами как некий объект (система), исследование которого служит средством для получения знаний о другом объекте (оригинале). Знания об исследуемом объекте постоянно расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки могут быть обусловлены малым знанием объекта, ошибками в построении модели и поиске возможных путей решения, в неумении выполнить умозаключение по аналогии.

Понятие "моделирование" рассматривается нами как способ и средство познания какого-либо явления или объекта, где для исследования выбирают или строят другой объект, в каком - то отношении подобный исследуемому. Построенный или выбранный объект изучают и с его помощью решают исследовательские задачи, а затем результаты решения этих задач переносят на первоначальное явление или объект. Под моделированием процесса познания понимаем построение, изучение и применение моделей в процессе обучения.

Моделирование в обучении отличается от моделирования в научном познании рядом особенностей, проистекающих из содержания и способов использования моделей. Анализируя работы исследователей, занимавшихся проблемой моделирования в обучении (А.У.Варданян, В.В.Давыдов, Н.Г., Салмина, Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин), можно выделить следующие отличия:

• В обучении моделирование используется для "открытия" и усвоения учащимися известных науке фактов и положений, а в науке применяется для познания неизвестных явлений, процессов, объектов.

• Учебные модели являются средством, с помощью которого происходит познание изучаемых объектов, явлений, процессов, а научные модели сами являются объектами познания.

Анализируя отдельные характеристики и функции моделей, В.В.Давыдов и А.У.Варданян выделяют следующие характерные особенности учебных моделей:

• знаковый характер учебных моделей — они всегда представляют собой искусственные образования, в которых заключается динамичность и гибкость модели, и модель создается и используется как орудие деятельности; им присуща наглядность, фиксирующая общие отношения ряда явлений;

• образный характер учебных моделей; в процессе познания знак и образ не только не исключают друг друга, но и дополняют;

• оперативная роль моделей, указывающих способ организации действий детей, направленных на выяснение основных свойств изучаемого материала;

• внешний вид учебной модели зависит от того, какие стороны оригинала становятся объектом действий ребёнка, в какой мере они обобщены;

• эвристическая функция учебных моделей, т.е. при работе с моделями учащиеся получают новое значение, которое невозможно или трудно получить при работе с реальным объектом.

Моделирование в обучении является способом, а модель - средством познания при выявлении и фиксации в наглядной форме тех всеобщих отношений, которые отражают научно - теоретическую сущность изучаемых объектов.

В.В.Давыдов, Н.Г.Салмина, Л.М.Фридман и др. рассматривают моделирование как знаково — символическую деятельность, заключающуюся в получении новой информации в процессе оперирования знаково — символическими средствами. Моделирование — это сложная деятельность, в которой выделяются следующие составляющие: предварительный анализ материала; перевод реальности или текста, ее описывающего, на знаково — символический язык; работа с моделью или её преобразование; соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью. Каждый из этих компонентов имеет свой операционный состав, специальные средства, которые должны выступить предметом усвоения учащихся.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Специфика принципов воспитания
Охарактеризуем вначале требования, предъявляемые к принципам воспитания:1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эфф ...

Преимущество проведения двигательных минуток на уроке
1. Игровые двигательные минутки проводятся по единому расписанию в масштабах всей школы после второго урока. 2. В них могут принимать участие все учащиеся, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания. 3. Благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся получают возможность расслабиться ...

Основные требования безопасности при изготовлении стенда
Такой вид трудовой деятельности, как обработка древесины может быть причиной различных травм, связанных в основном с работой неисправным инструментом, незнанием правильных приемов работы, неправильным хранением инструмента. Обучавшийся должен содержать в чистоте рабочее место, в порядке и в устано ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru