Слово как основная единица лексикона

Страница 2

3) значение как отражение функционально-стилевой принадлежности слова (функционально-стилевой аспект).

1. При семиологическом рассмотрении значение слова анализируется соотношением языка, мышления и самого объективного мира. Для понимания предметно-вещественного содержания слова употребляются понятия «денотат» и «сигнификат».

Денотат показывает «предметную отнесенность» слова. Денотативное значение составляет объем (класс) понятий, обозначаемых данным словом.

Сигнификат показывает наиболее существенные признаки данного предмета, составляя содержание понятия. Например, у слова «стол» денотатом является представление о конкретных реально существующих материальных предметах – вид мебели – как целой группе однородных объектов. Сигнификат представляет общие свойства данного класса предметов.

Денотативное и сигнификативное значения в слове отражают абстрактную часть значения, представленную внутренними, обобщенными признаками предмета.

2. Структурно-семантический аспект лексического значения характеризует отношение содержания слова к способам именования явлений действительности. При данном аспекте рассматривается типология лексических значений слова: прямое и переносное значение, мотивированное и немотивированное значение и др.; анализируется смысловое строение слова в его членении на минимальные компоненты содержания и т.д. Также включает анализ стилистического значения слова -–оценка познавательной деятельности человека, которая закрепляется в семантике слова в виде 3-х компонентов значения.

1. Рациональной (содержательной) коннотацией называется дополнительное смысловое созачение. Например, сема «трусость» в значении слова заяц (животное).

2. Эмоциональная оценка связана с выражением чувства, волевых побуждений, чувственных или интеллектуальных сравнений, отношения к действительности: домишко, кляча, прехорошенький. Аналогичная оценка передается лишь через положительную эмоцию: ласку, одобрение, похвалу и др.; отрицательная оценка связана с отрицательными эмоциями: осуждение, презрение, неприятие и др.

3. Эмоциональную оценку принято связывать с экспрессивностью – количественной характеристикой обозначаемого словом явления, т.е. отражением меры явления. Компонент экспрессивности – «очень» реализует интенсивность оценки (например, отвратительный – «очень плохой»).

Широкое понимание стилистического значения слова позволяет определить его как экспресивно-оценочно-эмоциональный компонент в семантике слова.

3. Функционально стилевой аспект значения слова связан с рассмотрением социальных задач коммуникации. Выбор слова зависит от его роли в реализации функций языка – сообщения, воздействия или общения. Сообщение и воздействие обычно связано с книжным стилем.

Функционально-стилевой аспект семантики слова обусловлен его социальной ролью в одной из сфер человеческой деятельности и отражается в стилевом рассмотрении лексики.

1) Книжный стиль языка включает три подстиля:

- официально-деловой подстиль – это язык юридической, политической, административной и другой документации;

- публицистический – язык газет, выступлений по общественно-политическим вопросам современности в средствах массовой информации;

- научный подстиль обслуживает сферу науки и характеризуется информацией о природе, человеке и обществе.

2) Разговорный стиль характерен для устной речи, зависящей от ситуации и потому являющейся непосредственной и неподготовленной.

В составе разговорной лексики обычно выделяют 2 группы:

- литературно-разговорная лексика, употребляемая в разнообразных сферах общения людей;

- разговорно-бытовая лексика, используемая в повседневном обиходе.

Для детей раннего дошкольного возраста характерен разговорный стиль языка, который зависит от ситуации и используется в повседневном общении. Но для того, чтобы ребенок овладел речью, он проходит дословесный период речевого развития.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Характеристика этапов развития счетной деятельности у дошкольников
Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты: цель (выразить количество предметов числом), средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности), результат (итоговое число): сложность представля ...

Краткая характеристика системы обучения Л.В. Занкова
Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся: – цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка; – задач ...

Основные подходы к пониманию сущности педагогического мастерства в современной педагогике спорта
В педагогике наиболее целостным и системным понятием, определяющим качественность профессиональной деятельности, является понятие "педагогическое мастерство". В словаре русского языка "мастерство" определяется как искусство в какой-нибудь области, а мастер предстает как специа ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru