Формирование представления о цвете как выразительном средстве

Проблема формирования представления о цвете как выразительном средстве у студентов профессионального образования, во взаимосвязи личностных данных и собственного творчества, отличающегося новизной и оригинальностью, до сих пор недостаточно разработана. Требуется создание особых педагогических условий, способствующих формированию представления о цвете как выразительном средстве. Это обстоятельство является важной проблемой в подготовке дизайнеров. Например, большинство учебных заведений, обучающих художественным видам деятельности, не столько развивают цветовосприятие и образное цветовоспроизведение у будущего специалиста, сколько насыщают его подготовку инструментальными и теоретическими навыками, в результате чего получаются хорошие исполнители без творческого потенциала в области цветовосприятия и цветовоспроизведения. Традиционная система подготовки специалистов, как правило, не справляется с задачей личностного развития, раскрытия индивидуальности каждого студента. Исследования многих ученых показали, что наиболее творчески одаренные студенты не всегда становятся более успешными в практической деятельности, поскольку художественная школа, зачастую, не нацелена на развитие творческих способностей обучаемых.

Необходимость разрешения обозначенных противоречий позволила сформулировать основную проблему, состоящую в разработке теории и методики формирования представления о цвете как выразительном средстве студентов в процессе изучения курса «Цветоведение». Проблемы формирования представления о цвете как выразительном средстве по курсу «Цветоведение» исходят из целого ряда факторов, которые следует учитывать при работе с цветом. Рассмотрим важнейшие из них:

Эстетический.

Здесь цвет выступает в качестве главного выразителя красоты и гармонии. Будущему специалисту предстоит эстетизация среды, на нем лежит большая ответственность за формирование цветовых предпочтений и вкусов общества.

Символический.

В данном случае цвет выступает как выразитель определенных свойств, качеств, понятий, идей. Цветовая символика многообразна, в этом понятии переплелись история и культура человечества, она настолько различна в некоторых культурах и социумах, что для ее восприятия требуется большая интеллектуальная подготовленность, чтобы смысл цвета был однозначно определен.

Психологический.

Этот фактор основывается на глубоких знаниях психофизиологического воздействия цвета на человека и является, пожалуй, одним из главных в профессиональной деятельности дизайнера.

Научные исследования убедительно доказали, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению - «пассивных». Исходя из этого, становится «психофизиологически» понятным ряд «положительных» и «отрицательных» значений цветов.

Физиологический.

Фактор истекает из психофизиологии нашего зрения, основан на пространственных свойствах цвета. Например, в дорожных знаках нельзя применять сочетания цветовых тонов одинаковой светлоты, начинает рябить в глазах.

Оптико-физический.

Оптико-физический фактор основывается на свойствах цвета отражать и поглощать световые лучи.

Из этого следует, что обучение работе с цветом и процесс развития цветовосприятия должны осуществляться комплексно, органично. Таким образом, будущему специалисту предстоит изучить цвет со стороны его многочисленных функциональных особенностей, понять зрительные свойства цвета и освоить визуальную культуру общества, формировать которую ему предстоит.


Прочие статьи:

Формы обучения
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения: Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. Формы обучения бывают конкретным ...

Виды дисграфии
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. О.А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную. При акустической дисграфии отмечается недифференцированнос ...

Исторически сложившиеся и современные проблемы обучения грамматике иностранных языков; базовые подходы к обучению грамматике
Пожалуй, ни один из аспектов обучения языка не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Выделившись из синтеза логико-философских вопросов, грамматика еще до нашей эры стала самостоятельной областью знаний. Обучение любому языку проводилось ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru