Способность - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями "…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются". Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.
Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами.
способности это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
только те способности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколько деятельностей.
способности несводимы к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.
Тем самым область психологии способностей - это раздел психологии индивидуальных различий .
Изменения, происходящие в жизни современного общества, требуют от человека качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно реагировать на них, для чего необходимо быть готовым к внутренним изменениям, активизации творческого потенциала, уметь прогнозировать и предвидеть, выстраивать программу поведения. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность у подрастающего поколения.
Одной из тенденций современного времени является ориентация на внутренние ресурсы личности, поиск и развитие лиц неординарных, одаренных. Существует несколько факторов, определяющих одаренность, одним из которых в большинстве исследований признается креативность.
Креативность (от лат. creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.
По мнению Э.П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Показателем творческого развития является креативность. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности. В современной психологии и педагогике сложилось отдельное направление, изучающее проблемы творчества и творческой деятельности: психология творчества. Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики, а его исследование связывается с закономерностями мышления.
Прочие статьи:
Социологический аспект молодежной
культуры
Приобретение рок-музыкой столь всеобъемлющей популярности имело социологические причины с самого начала.
Во второй половине 20 века молодежь всех индустриально-развитых стран мира вступает в "общество взрослых" существенно иными путями, нежели в предшествующие периоды. Один из традицион ...
Контроль и самоконтроль в процессе
самостоятельной работы
Важный вопрос - это контроль со стороны учителя и самоконтроль со стороны учащегося. Проблема следящего контроля за действиями учащегося в процессе самостоятельной работы очень сложная, обеспечить такой контроль нелегко. В этих условиях большое значение принимает самоконтроль со стороны учащегося. ...
Генеалогия – наука о родословной
Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию. Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потом ...