Школьная недисциплинированность – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе.
Славина Л.С. разделяет школьников по причинам недисциплинированного поведения, на две группы:
К первой группе она относит учащихся причиной недисциплинированности, которых является неправильно сформировавшиеся мотивы поведения, неправильно сформировавшиеся отношения или наличие сильных эмоциональных переживаний – аффектов. То есть в эту группу входят ученики, недисциплинированность которых связана с мотивационо-аффективной стороной их личности. Это подростки у которых возник конфликт с окружающими их людьми (учителями, учениками) из-за неправильно сложившихся взаимоотношений.
Ко второй группе относятся ученики, не умеющие подчинять своё поведение нормам и правилам, из-за незнания этих правил, или неумения организовывать себя. То есть это школьники, у которых нарушена или отсутствует произвольность, связанная с пребыванием в школе.
Первая группа недисциплинированных школьников
Общим для всех учеников, относящихся к данной группе является зависимость их поведения от переживаний, аффектов, тех или иных взаимоотношений с людьми. Однако внутри эта группа неоднородна.
Возникновение аффекта или неприятного переживания может быть связано с неуспешностью в учении, а также следствием указания учителей, товарищей, родителей на их неуспешность. Иногда родители требуют от школьника только отличные оценки и даже если ученик получает - «хорошо», они делают замечания школьнику, лишают его удовольствий, вследствие чего у ребёнка часто возникают конфликтные ситуации с педагогами и товарищами.
К следующей группе можно отнести школьников с неправильным отношением к учению и школе. В целом такое восприятие влияет на поведение и вызывает частные нарушения дисциплины. К их числу относятся те учащиеся, которые по тем или иным причинам вообще мало интересуются школой. Среди них имеются и те, которые встретились в учении с непосильными трудностями, с которыми они не смогли справиться, и те, у которых вообще не возник интерес к учёбе. Довольно часто в подростковом возрасте у школьников появляются интересы не связанные с учебной деятельностью, школа им становиться не интересной, теряется интерес к жизни класса, мероприятий проводимых в школе. Ученик приходит к игнорированию школы в тех случаях, когда в его жизни начинает доминировать другой мотив.
Когда у школьника происходит смена мотивов связанных со школой на другие - внешкольные интересы к учению в школе пропадает, что проявляется в школьной недисциплинированности. Всё вышеперечисленное, как правило, даёт повод для возникновения конфликтных ситуаций школьников с родителями, педагогами и учащимися, конфликты ведут к возникновению аффектов. В этих случаях работа с учеником сводиться к формированию у школьников правильного отношения к школе и к учению.
К третьей подгруппе относятся ученики с тенденцией к лидерству, которым не удаётся по каким-либо причинам занять в классе то место, на которое они претендуют. Привлечения к себе внимания может проявляться в форме комичного, клоунского поведения или же в сознательном нарушении правил и норм. Главное в работе с таким поведением ученика создать в классе правильное восприятие и понимание причин подобного поведения, объяснить детям необходимость меньше обращать внимание на таких одноклассников.
Вторая группа недисциплинированных школьников
В эту группу вошли школьники, у которых причина недисциплинированного поведения связана с нарушением произвольности. В данной группе школьников – дети произвольно дисциплину не нарушают, подобное поведение сложилось у них из-за плохо организованной деятельности, в процессе деятельности, цели которой они не видят. Для подростка очень важно видеть цель деятельности. В этом случае, как правило ученики перестают принимать участие в уроке. Недостаточная нагрузка ученика на уроке также часто ведёт к нарушению дисциплины. У учителя недисциплинированность ученика, вызывает протест, а ученик не может понять, за что его наказывают. Отсюда начинается стойкое противостояние между учителем и учеником. Для успешной работы с такими учениками важно создать в коллективе детей и преподавателей стойкое неприятие нарушения норм и правил поведения.
Прочие статьи:
Оценка результатов учебно-познавательной деятельности
младших школьников
Оценка знаний и умений учащихся - это процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения знаниями с эталонными представлениями описанными в учебной программе.
На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются ...
Система работы над учебным проектом с использованием информационных и
коммуникационных технологий
Метод проектов – это один из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные баз ...
Развитие творческого воображения на уроках чтения сказок
В настоящее время общепризнано, что необходимо в корне изменить существенную систему образования, которая переживает кризис, равно как и преподавание урока чтения в школе. Причин, приведших к кризису, больше, чем достаточно: это и падение интереса к чтению, стремление наполнить учебный процесс как ...