Следующие сведения об обучении глухих словесной речи относятся к концу XVII столетия благодаря швейцарскому врачу Иоганну Конраду Амману. В своей врачебной деятельности он пришел к выводу о том, что медицинскими средствами бороться с глухотой нельзя, и попытался найти выход с помощью филологии. Наблюдая за движениями своих губ перед зеркалом, Амман установил, что отдельные звуки соответствуют различным артикуляционным образам. Эта различность положений органов артикуляции сможет, как предположил Амман, послужить исходной точкой для создания знаковой системы для глухих .
Первые попытки, «несмотря на сомнения и шутки его друзей», в работе с дочерью богатого голландского купца в Харлеме были так успешны, что И.К.Аммана стали ценить как консультанта не только в Голландии, но и за ее пределами.
Его работы «Surdus loquens» (1692) и «Dissertatio de loquela» (1700) получили широкое распространение. Во второй из названных работ Амман раскрыл более подробно свои научные размышления: «Так как каждый звук требует особого положения речевого аппарата и разнообразие этих положений бросается в глаза, то кто станет отрицать, что глухие не могут повторить звуки, не образуют из произнесенных звуков слово и не научатся составлять из них речь?». Особый вклад Аммана состоял в том, что он произвел разделение звуков на гласные, полугласные и согласные по месту и способу их образования во рту. Таким образом он выделил и объединил различные звуки, принадлежащие к той или другой группе по принципу общности признаков их образования. Распределением звуков по артикуляции И. К. Амман создал первую систематику видимой артикуляции для глухого человека.
Практика его обучения состояла в последовательном совершенствовании артикуляционной системы. Методический подход основывался на возможности чтения с губ. Амман выводил свода учеников из состояния немоты, побуждая их к голосообразованию. Он позволял им ощутить вибрацию гортани и воздушную струю; постоянно проводил обучение перед артикуляционным зеркалом. В этой способности — «различать голос по беззвучному дуновению» — он видел тайну мастерства, которая достигается через ощущение вибрации голосовых связок и гортани.
В соответствии с разделением звуков он обучал глухого ребенка произносить гласные и согласные, требуя при этом тщательного соблюдения соответствующих положений языка, формы и степени открытия рта, положения губ, прохождения воздушной струи через рот или нос. Сначала каждый звук изображался письменно. Затем шли многократные упражнения в установлении связи между звуком и его письменным изображением и зрительным восприятием его артикулируемого образа.
Опираясь на полугласные и гласные, Амман упражнял своих учеников в произношении согласных, которые он называл позиционными звуками, чтобы потом приступить к отработке сочетаний согласных. Он руководствовался принципом сначала давать своим ученикам легко считываемые с губ и легко произносимые звуки и затем постепенно вводить все более трудные комбинации.
Своим устным методом И.К.Амман создал новый способ обучения речи, который вместе с дорогой, проложенной испанцами, дал новый импульс в обучении глухого человека. В отличие от Бонета, швейцарский врач сам на протяжении многих десятилетий был замечательным практиком. Он разработал свой метод на основе собственных наблюдений и опыта работы с учениками. Особенностями его теоретического и практического подходов к развитию у глухих словесной речи являлись «ясность и элегантность в строгой последовательности».
В противоположность испанцам Амман никогда не пытался сделать из своего метода тайну, ни в одной из работ он не называл себя изобретателем сурдопедагогики.
Итак, особенности деятельности И. К. Аммана состоят в следующем:
- он полно и совершенно раскрыл значение чтения с губ и сделал его главной опорой своего метода;
- предложил классификацию образования звуков по месту и способу их артикуляции и благодаря этому создал безупречную и надежную базу для обучения артикуляции;
-давал возможность ощущать отдельные звуки и включил в свой метод основополагающие признаки речевого голоса;
- разработал завершенный метод, который впоследствии использовался во многих странах.
Завершенность метода Аммана определяется не только его непосредственной реализацией в практике и теории, но и соединением друг с другом различных знаковых систем и использованием их в работе по обучению произношению. Чтение с губ, письмо и звук (дактилологией Амман не пользовался) образуют в его методе единое целое.
Прочие статьи:
Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике
Очень интересной на наш взгляд кажется гипотеза, выдвинутая Мильруд Р.П. что «…естественное устное высказывание отражает «синтаксис мысли», который может быть использован для обучения разговорной грамматике в дополнение к овладению нормативной грамматикой устной и письменной речи».
Обоснование пр ...
Принцип гуманизма в социальной педагогике
Деятельность социального педагога базируется на определенных принципах, вытекающих из закономерностей и особенностей ее организации. К числу этих принципов относятся:
1) принцип социально-исторической обусловленности. Исходя из данного принципа, источник развития личности следует искать в конкрет ...
Виды обучения
Вид обучения — это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности.
Существует множество видов обучения. Мы рассмотрим: традиционное, дистанционное, догматическое, эвристическое, проблемное, компьютерное, модульное, межпредметное, личностно ...