Методика обучения устной речи швейцарского врача И.К. Аммана

Новая педагогика » Европейский опыт развития обучения устной речи глухих детей в специальной школе » Методика обучения устной речи швейцарского врача И.К. Аммана

Страница 1

Следующие сведения об обучении глухих словесной речи относятся к концу XVII столетия благодаря швейцарскому врачу Иоганну Конраду Амману. В своей врачебной деятельности он пришел к выводу о том, что медицинскими средствами бороться с глухотой нельзя, и попытался найти выход с помощью филологии. Наблюдая за движениями своих губ перед зеркалом, Амман установил, что отдельные звуки соответствуют различным артикуляционным образам. Эта различность положений органов артикуляции сможет, как предположил Амман, послужить исходной точкой для создания знаковой системы для глухих .

Первые попытки, «несмотря на сомнения и шутки его друзей», в работе с дочерью богатого голландского купца в Харлеме были так успешны, что И.К.Аммана стали ценить как консультанта не только в Голландии, но и за ее пределами.

Его работы «Surdus loquens» (1692) и «Dissertatio de loquela» (1700) получили широкое распространение. Во второй из названных работ Амман раскрыл более подробно свои научные размышления: «Так как каждый звук требует особого положения речевого аппарата и разнообразие этих положений бросается в глаза, то кто станет отрицать, что глухие не могут повторить звуки, не образуют из произнесенных звуков слово и не научатся составлять из них речь?». Особый вклад Аммана состоял в том, что он произвел разделение звуков на гласные, полугласные и согласные по месту и способу их образования во рту. Таким образом он выделил и объединил различные звуки, принадлежащие к той или другой группе по принципу общности признаков их образования. Распределением звуков по артикуляции И. К. Амман создал первую систематику видимой артикуляции для глухого человека.

Практика его обучения состояла в последовательном совершенствовании артикуляционной системы. Методический подход основывался на возможности чтения с губ. Амман выводил свода учеников из состояния немоты, побуждая их к голосообразованию. Он позволял им ощутить вибрацию гортани и воздушную струю; постоянно проводил обучение перед артикуляционным зеркалом. В этой способности — «различать голос по беззвучному дуновению» — он видел тайну мастерства, которая достигается через ощущение вибрации голосовых связок и гортани.

В соответствии с разделением звуков он обучал глухого ребенка произносить гласные и согласные, требуя при этом тщательного соблюдения соответствующих положений языка, формы и степени открытия рта, положения губ, прохождения воздушной струи через рот или нос. Сначала каждый звук изображался письменно. Затем шли многократные упражнения в установлении связи между звуком и его письменным изображением и зрительным восприятием его артикулируемого образа.

Опираясь на полугласные и гласные, Амман упражнял своих учеников в произношении согласных, которые он называл позиционными звуками, чтобы потом приступить к отработке сочетаний согласных. Он руководствовался принципом сначала давать своим ученикам легко считываемые с губ и легко произносимые звуки и затем постепенно вводить все более трудные комбинации.

Своим устным методом И.К.Амман создал новый способ обучения речи, который вместе с дорогой, проложенной испанцами, дал новый импульс в обучении глухого человека. В отличие от Бонета, швейцарский врач сам на протяжении многих десятилетий был замечательным практиком. Он разработал свой метод на основе собственных наблюдений и опыта работы с учениками. Особенностями его теоретического и практического подходов к развитию у глухих словесной речи являлись «ясность и элегантность в строгой последовательности».

В противоположность испанцам Амман никогда не пытался сделать из своего метода тайну, ни в одной из работ он не называл себя изобретателем сурдопедагогики.

Итак, особенности деятельности И. К. Аммана состоят в следующем:

- он полно и совершенно раскрыл значение чтения с губ и сделал его главной опорой своего метода;

- предложил классификацию образования звуков по месту и способу их артикуляции и благодаря этому создал безупречную и надежную базу для обучения артикуляции;

-давал возможность ощущать отдельные звуки и включил в свой метод основополагающие признаки речевого голоса;

- разработал завершенный метод, который впоследствии использовался во многих странах.

Завершенность метода Аммана определяется не только его непосредственной реализацией в практике и теории, но и соединением друг с другом различных знаковых систем и использованием их в работе по обучению произношению. Чтение с губ, письмо и звук (дактилологией Амман не пользовался) образуют в его методе единое целое.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Методологическая культура педагога
Профессиональная образовательно-воспитательная работа является творческой. Поэтому любой педагог-практик накапливает множество эффективных средств воспитательного воздействия на личность, оригинальных образовательных и обучающих технологий. Однако без теоретического обоснования и научной интерпрет ...

Цели коммуникативно-ориентированного обучения
Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью усвоение грамматики и лексики изучаемого языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации. Формальные аспекты языка: грамматика, лексика и фонетика представлены в коммуникативном контексте так, что учащимся сразу становится понятным их исп ...

Механизмы заикания
Проблема заикания, несмотря на многовековую историю ее изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных. Характерны самые разнообразные подходы к его изучению и самые различные попытки объяснения его механизмов, не раскрывающих до конца в ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru