Наше исследование проводилось в 3 «В» классе школы №960 Северо – Восточного округа г. Москвы у учителя Голубевой Анастасии Владимировны. Эксперимент осуществлялся с сентября по декабрь 2011 год, в котором приняли участие один экспериментальный класс 3 «В» (23 ученика) и один контрольный 3 «Б» (24 ученика). Обучение математике в классах осуществлялось по традиционной программе, разработанной авторским коллективом под руководством М.И. Моро.
Учитель подбирает различные задания, направленные на формирование умственных действий, использует игровые задания, задания повышенной трудности. Однако из беседы с учителем мы узнали, что учащиеся контрольного класса недостаточно владеют знаниями табличного умножения.
В процессе наблюдения за уроками, мы сделали вывод, что учащиеся недостаточно владеют навыками табличного умножения и соответствующими случаями деления.
У учащихся прослеживались затруднения при нахождении ошибки в уже произведенных вычислениях и исправлении её. Трудности в этом задании говорят о том, что учащиеся недостаточно владеют таблицей умножения, Среди причин допускаемых детьми ошибок, мы можем назвать низкий уровень мыслительной деятельности учащихся, недостаточно развито внимание и память учащихся, отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле над овладением данными навыками.
Кроме того у школьников возникают трудности в использовании математической терминологии и в вычислениях с применением определённых правил и свойств арифметических действий.
Чтобы подтвердить факт затруднения и выявить уровень подготовки учащихся была проведена самостоятельная работа №1.
Каждому ученику выдавалась карточка с заданиями. Работа проводилась на одном уроке.
Экспериментальные задания были представлены задачами 6 видов которые носят комбинированный характер.
Задание №1 направлено на умение, находить выражения с одинаковыми произведениями.
Задание №2 подобрано для контроля умения решать текстовые задачи с помощью арифметических действий – умножения и деления (при вычисления используются табличные случаи действий).
Задание №3 способствовало проверке знания конкретного смысла умножения, лежащего в основе интересующей нас таблицы.
Задание №4 направлены на усвоение знания табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления при нахождении результатов вычислений.
Задание №5 направлено на умение, находить ошибки при умножении, делении и исправлять их.
Задание №6 носит развивающий характер, контролирует не только знания табличного умножения, но и умение применять их в нестандартных случаях, т.е. наличие логического мышления.
Предлагаем текст данной работы.
Самостоятельная работа №1
1)
Соедините стрелочками примеры с одинаковыми ответами:
3 ´ 8 9 ´ 4
4 ´ 3 3 ´ 6
2 ´ 9 6 ´ 2
6 ´ 6 4 ´ 6
2)
Решите задачи:
а) В волейбольных соревнованиях
учавчтвовали 4 команды. Сколько
человек учвасвт в соревнованиях,
если в каждой команде по 6 человек? б) На островке сидело 12 зайчат. Их нужно рассадить на брёвнышки
по 3 зайчика. Сколько брёвнышек _ понадобится? _
3)
Замени сумму одинаковых слагаемых произведением:
а) 7+7+7+7+7+7=… в) 9+9+9+9+9=…
б) 4+4+4+4=… г) 6+6+6=…
4)
Соотнеси выражение с результатом:
64: 8 56
9´6 8
36: 6 6
81: 9 4
7 ´ 8 32
4´8 9
5)
Найди и исправь ошибку:
8´6=56 72: 9=8 54: 9=9
6´3=18 2´ 8=18 5´ 6=30
6)
Можно ли, не вычисляя значений выражений, утверждать, что все равенства верные? Подчеркни верные равенства.
9´7–9=9´5+9 8´4–8=8´2+8
9´8+9=9´9 8´8–7=8´8–8
9´6+6=9´7 8´5+8=8´6
9´3–3=9´2 8´9+8=8´8+9
9´3–9=9´2 8´6–8=9´5
Анализ самостоятельной работы в экспериментальном 3 «В» классе, свидетельствует о том, что многие учащиеся недостаточно усвоили таблицу умножения и деления. Выполняли работу 23 ученика. С заданием, направленным на умение находить выражение с одинаковыми произведениями, справились 65% учащихся. Это говорит о том, что учащиеся не полностью освоили конкретный смысл умножения.
Прочие статьи:
Из истории развития вопроса
На заре общественного развития накопленный багаж примитивных знаний, умений и навыков был крайне скуден и познание его происходило в ходе самой работы, направленной в первую очередь на удовлетворение жизненных биологических и незатейливых культурных потребностей. По мере накопления богатства и опы ...
Принципы логопедической работы. Направления и
содержание логопедической работы
При разработке методических рекомендаций к проведению логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР, мы учли последовательность формирования словообразования существительных, а также видов деятельности детей в онтогенезе, опирались на зоны актуального и ближайшего развития детей (по Л.С. Выготскому ...
Письменный экзамен и тестовый контроль знаний студентов
Тестовый контроль. Чтобы грамотно составить тестовый контроль (ТК) знаний, преподавателю нужно определить количество тестовых контролей в семестре; количество баллов за каждый тестовый контроль и количество вопросов в нем; способ тестирования: «накопленным итогом» или поэтапное, а также форму пров ...