Методы обучения — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
В дидактике используется понятия прием обучения и правило обучения. Правило обучения — это нормативное предписание относительно того, как оптимальным образом действовать, чтобы осуществить прием деятельности. Правило обучения является прямым руководством к действию в определенной ситуации процесса обучения. Прием обучения — это одна из составляющих метода обучения.
Появление методов обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном — эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды активности, на экскурсии — только эмоционально-личностное восприятие.
Методы обучения используются вместе с со средствами обучения. Средства обучения — это источник получения знаний. В педагогике отсутствует четкая классификация средств обучения. В качестве основания для классификации средств обучения можно использовать преобладающую в процессе обучения сенсорную модальность. В таком случае дидактические средства делятся на:
· визуальные (карты, схемы, таблицы и т.п.);
· слуховые (музыкальные инструменты и т.п.);
· аудиовизуальные (демонстрация фильмов и т.п.)
Объективные и субъективные причины влияют на выбор методов образовательной деятельности и дидактических средств. Среди них:
· материально-техническое обеспечение;
· уровень подготовленности учащихся;
· количество учащихся;
· возрастные особенности учащихся;
· уровень мотивации учеников;
· специфические черты различных методик преподавания учебной дисциплины;
· особенности личности преподавателя, квалификация.
Выбор методов обучения осуществляет преподаватель, который учитывает обстоятельства и условия.
Прочие статьи:
Система христианского воспитания по Августину Блаженному
христианство воспитание образование педагогический
Один из крупнейших мыслителей поздней античности, творчество которого отражает формирование присущих средневековью педагогических принципов и зарождение средневековой образовательной системы.
Творческое наследие Августина огромно: полное издание ...
Интегральная характеристика психологии ребёнка
младшего школьного возраста
Чтобы понять специфику мотивов в каждом школьном возрасте, надо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Учитель в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности учащихся, но нередко сталкивается с трудностью определения преемственности школьных возрастов, например, п ...
Особенности восприятии литературного произведения младшими школьниками
Мир маленького ребенка – это мир чувств. Младший школьник в этом немногим отличается от дошкольника, для которого свойственно чувственное отражение мира. И хотя 6–7-летний ребенок, конечно, уже умеет логически мыслить, но пока логическое мышление имеет для него все-таки вспомогательное значение, у ...