Методы и средства обучения

Новая педагогика » Теория обучения » Методы и средства обучения

Методы обучения — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

В дидактике используется понятия прием обучения и правило обучения. Правило обучения — это нормативное предписание относительно того, как оптимальным образом действовать, чтобы осуществить прием деятельности. Правило обучения является прямым руководством к действию в определенной ситуации процесса обучения. Прием обучения — это одна из составляющих метода обучения.

Появление методов обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном — эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды активности, на экскурсии — только эмоционально-личностное восприятие.

Методы обучения используются вместе с со средствами обучения. Средства обучения — это источник получения знаний. В педагогике отсутствует четкая классификация средств обучения. В качестве основания для классификации средств обучения можно использовать преобладающую в процессе обучения сенсорную модальность. В таком случае дидактические средства делятся на:

· визуальные (карты, схемы, таблицы и т.п.);

· слуховые (музыкальные инструменты и т.п.);

· аудиовизуальные (демонстрация фильмов и т.п.)

Объективные и субъективные причины влияют на выбор методов образовательной деятельности и дидактических средств. Среди них:

· материально-техническое обеспечение;

· уровень подготовленности учащихся;

· количество учащихся;

· возрастные особенности учащихся;

· уровень мотивации учеников;

· специфические черты различных методик преподавания учебной дисциплины;

· особенности личности преподавателя, квалификация.

Выбор методов обучения осуществляет преподаватель, который учитывает обстоятельства и условия.


Прочие статьи:

Понятия «сознательность учения» и «активность»
Сознательность учения – осознанное отношение к учению, реализуемое через осмысление собственных действий и их результатов в соответствии с цепями и мотивами учения. Сознательность учения характеризуется осознанием ответственности за учебные достижения, активностью и самостоятельностью при усвоении ...

Языковая компетенция в методике преподавания иностранного языка
Термин "языковая компетенция" был введен Н.Хомским в контексте лингвистических исследований. Он рассматривал ее как полное знание о родном языке, которое позволяет "идеальному говорящему-слушающему" судить о правильности и осмысленности высказываний. Это знание описывается грам ...

Характерные черты “нового поколения” учебников истории
Отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического; Появление на авансцене всемирной истории новых героев “маленьких людей”; Замена понятийной системы учебника образной; Информационная избыточность текста учебника ; Многоуровневая система образов; Новые выразительн ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru