Формирование экологической культуры подрастающего поколения осуществляется в различных социокультурных институтах - дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах и других. Важную роль в формировании экологической культуры может сыграть учебно-производственный комбинат, который является учреждением начального профессионального образования, в рамках которого осуществляется трудовая подготовка школьников. Во-первых, политехнический характер базового компонента образования в условиях учебно-производственного комбината (УПК) направлен на ознакомление школьников с основами современного производства, используя новейшие достижении науки и техники и нацелен на освоение учащимися трудовых приемов и операций, формирование умений и опыта самостоятельного и коллективного творческого труда, связанного с созданием материальных ценностей. Во-вторых, специфика организации и содержания образовательного процесса в УПК позволяет осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе путем интеграции в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологически. Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П. Сидельковский, И.Т Суравегина и другие исследователи. Я.И. Габаев, А.Н. ахлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е. Письменная, И.Т. Суравегина и другие разработали принципы экологического образования средней школы. Н.Н. Вересов С.А. Дерябо, В.А. Ясвин в своих исследованиях рассматривают психологические аспекты формирования экологической культуры. В психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна показано, что только человек, который осознал себя частью Вселенной, психологически готов к экологически целесообразной антропогенной деятельности. Однако, несмотря на активное внимание науки к проблеме формирования экологической культуры школьников, следует отметить, что применительно к условиям учебно-производственного комбината она рассматривается недостаточно, а потенциал такого учебного заведения в указанной работе практически не учитывается. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования экологической культуры школьников, а также изучение реального состояния экологического образования в условиях учебно-производственного комбината позволяют выделить ряд противоречий, требующих своего разрешения:
- между общественной потребностью в формировании экологической культуры и недостаточной разработанностью условий и технологий ее формирования;
- между объективным наличием воспитательного потенциала в учебно-производственном комбинате, способствующего позитивному решению проблемы формирования экологической культуры школьников и отсутствием научно разработанных технологий реализации этого потенциала;
-между потребностью в изменении подходов и технологий формирования экологической культуры в условиях УПК и готовностью педагогов к их использованию в своей работе.
Особое место в формировании личности современного школьника занимает система экологических ценностей, значимость которых существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов и деградация окружающей среды, а в перспективе – глобальное разрушение экосистем. Население Земли использует все большую часть территории планеты, ее минеральные и энергетические ресурсы, ускоряя геохимические преобразования биосферы. В такой ситуации экологическая культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации. При этом базовым условием сохранения естественной среды обитания человека становится формирование экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности. Экологические проблемы современности, порожденные производственной экспансией, являются отражением кризиса современной культуры, преодоление которого предполагает корректировку ценностно-нормативной основы бытия, преодоление отчуждения человека от природы на базе нового экологического мировоззрения. Не случайно в социально-гуманитарном знании экологическая культура рассматривается в качестве важнейшей составляющей общей культуры человека, способной синтезировать ценности, знания и соответствующие нормы и способы жизнедеятельности. В контексте воспитания экологическую культуру следует понимать как меру цивилизованности, синтез опыта и традиций природосообразного и социосохраняющего поведения. В качестве интегративного фактора становления экологической культуры следует рассматривать ценностно-экологические императивы современной цивилизации, подчиняющие все формы и виды образовательно-воспитательной деятельности сохранению социально-природной экологии. В этой связи экологическое воспитание личности представляется как социально-педагогическая задача, базирующаяся на знании и осознании экологических проблем глобального, регионального и локального уровня, предполагающая формирование экологического миропонимания и отношения, выработку у субъекта воспитания нравственно-эстетического подхода к биосфере – среде его существования и жизнедеятельности. Цель экологического образования и воспитания – формирование личности как носителя экологической культуры с целостным представлением о жизни, об окружающем мире, руководствующейся в своей деятельности природосообразными принципами. Важнейшим институтом формирования культуры является система образования, закладывающая базовые принципы и знания, которыми каждый из нас руководствуется во взаимоотношениях с природой. В сегодняшней ситуации особую актуальность приобретает проблема создания системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения. Требуется новый подход к экологическому образованию школьников, осознанию его приоритетной роли в формировании общей и экологической культуры. Анализ методических материалов и опыта воспитательной деятельности показывает, что одним из компонентов вариативной системы образования сегодня становятся общественные объединения социокультурной ориентации, сохраняющие преемственность с базовым образованием на основе углубления и расширения его функций через нетрадиционные формы и методы работы со школьниками. В самодеятельном объединении возможен переход от традиционной и стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели экологического воспитания. Воспитательный потенциал самодеятельной общности определяется, во-первых, восприятием молодежью досуга как добровольного и свободного пространства самовыражения и признания; во-вторых, досуговая деятельность по своей природе способна компенсировать недостающие условия личностного развития и создать дополнительное пространство самореализации и признания. Досуговое объединение становится педагогически управляемой субкультурной средой, позволяющей осуществлять различные подходы и модели экологического воспитания личности. Именно в общественном объединении возможна целостная педагогическая методология, синтезирующая индивидуально-личностный, деятельностный, аксиологический, культурологический и гуманистический принципы организации совместной деятельности. Ключевая задача общественных объединений в контексте экологического воспитания личности школьника – создание эмоционально-значимого и жизненно необходимого для школьника программного содержания; построение воспитания как процесса формирования экологически ориентированных потребностей, побуждений и привычек поведения, направленных на соблюдение здорового образа жизни, бережного использования и защиты окружающей среды. Деятельностно-творческий подход к организации обучения, воспитания и развития подростка позволяет сориентировать весь процесс коллективной деятельности на освоение исторически сложившихся элементов человеческой культуры, адекватно возрасту воспроизводить в себе смысл той деятельности, которая аккумулирована в предметах, явлениях и текстах. Эффективность экологического воспитания определяется: балансом познавательной и предметной деятельности; личностно ориентированным подходом к организации совместной деятельности, клубным характером общения; ориентацией педагогических технологий на самоопределение и развитие личности через освоение различных граней и уровней экологической культуры, которая должна восприниматься как общечеловеческая ценность и результат осознанной деятельности личности. В качестве ведущих функций можно выделить: информационную (удовлетворение интересов и потребностей в знаниях экологического и биологического характера); обучающую (расширение возможностей образовательного процесса и когнитивной деятельности школьника за счет нетрадиционной организации процесса обучения); развивающую (развитие личностных качеств и эмоционально-ценностного отношения к миру); социализирующую (освоение различных социальных ролей); релаксационную (снятие различного рода психологических барьеров); функцию обеспечения экологической безопасности (расширение эколого-правовой грамотности, ответственности за природу родного края, профилактика правонарушений, сохранность здоровья). Все функции подчинены задаче формирования экологической культуры, воспитания его как целостной личности
Прочие статьи:
Обоснование предлагаемой конструкции изделия
Ведущее место в учебно-воспитательной работе с учащимися отводится методу творческих проектов. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, соответствующая их возрастным возможностям.
Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в проц ...
Организационные формы самостоятельной
работы
Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, небольших группах и целым классом. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникационные умения учащихся. К тр ...
Методы и логика педагогического исследования
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Своеобразие педагогической науки определяется не только объектом и предметом исследования, но и методами исследования. Методы научного исследования – это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, использующуюся для по ...