С самого раннего детства ребенок вступает в сложные отношения с окружающей средой. Повторяя за взрослыми, он овладевает речью, нормами поведения. Однако замечено, что в различные периоды жизни одни и те же процессы вызывают различную реакцию и потому оказывают разное воспитательное влияние. Соответственно развитие психики человека зависит от его деятельности.
С развитием школьника возрастает и уровень его ответственности перед обществом, формируются гражданские качества. На этом этапе важно всестороннее развитие и воспитание растущей личности. Необходимо воспитание активной жизненной позиции. Качество воспитания всецело зависит от процессов, заставляющих ребенка действовать, т. е. от мотивов. Чтобы воспитание было более эффективным, надо стремиться к объединению как личных, так и общественных мотивов.
Воспитание в коллективе очень важно для ребенка, поскольку различные детские воспитательные, образовательные организации и институты создают у него социальный опыт, опыт поведения в обществе, где его интересы могут столкнуться и даже войти в противоречие с интересами коллектива. Эти отношения и будут создавать личность ребенка.
Поскольку школьник имеет еще недостаточный жизненный опыт, он не может правильно оценить свое поведение, на данном этапе важно влияние взрослых.
Устойчивые связи в процессе обучения, помогающие повысить эффективность воспитания, называются закономерностями воспитания. К ним относятся:
1) характер воспитания определен социальными и экономическими потребностями общества, а также интересами правящих классов;
2) цели, методы и содержание воспитания едины;
3) воспитание и образование едины;
4) эффективное воспитание происходит при высокой мотивации человека;
5) эффективнее воспитание происходит при условии взаимоуважения ученика и учителя;
6) в ходе воспитания важно учитывать психологические и возрастные особенности ученика;
7) процесс воспитания должен опираться на положительные качества ученика;
8) ученик должен видеть перспективы воспитания, получать радость от достижения успеха;
9) воспитание происходит в ходе деятельности человека;
10) чрезвычайно важно воспитание в коллективе;
11) важно развивать в учениках стремление к самовоспитанию.
Как и обучение в целом, воспитание может быть основано на авторитарном либо на свободном начале. Авторитарное воспитание основано на беспрекословном подчинении. Подобная форма давно и жестко раскритикована педагогами. Свободное воспитание подразумевает приобретение знаний в ходе практической, культурной и социальной деятельности. Эта форма воспитания тоже не нашла применения в современном обществе. В настоящее время в воспитании детей используется комплексный подход. С рождения человек приобщается к жизни в обществе. С момента поступления в школу процесс воспитания не только не прекращается, но и усиливается. Связанное с развитием и образованием воспитание направлено на формирование взглядов, отвечающих социальному заказу общества, на искоренение неверных представлений о действительности, привычек.
Поскольку педагог находится в детском коллективе, любая его деятельность носит воспитательный характер.
Прочие статьи:
Признаки,
цели и фукции современного урока изобразительного искусства
Современный урок изобразительного искусства
как часть общего процесса обучения в полной мере отвечает обще дидактическим закономерностям, принципам и методам процесса обучения и несёт в себе особенности предметного содержания — эстетической действительности, выраженной языком пространственных иску ...
Связь педагогики с другими гуманитарными науками
Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:
1) философией;
2) психологией;
3) школьной гигиеной;
4) социологией;
5) фольклористикой и этнографией.
Философия выполняет важную методологическую ...
Особенности общения и барьеры
общения с детьми с ЗПР
Важнейшей особенностью детей с ЗПР является сниженная активность во всех видах деятельности, что, в свою очередь, может оказаться существенной причиной низких коммуникативных способностей этих детей. Однако с другой стороны, дефицит в общении с окружающими значительно усугубляет имеющиеся у этих д ...