Личностная характеристика «трудного» подростка

Новая педагогика » Девиация в школьной среде на примере школ Центрального района » Личностная характеристика «трудного» подростка

Страница 1

Жизнь подростка можно уместить в треугольник, углами которого будут семья, школа и улица (в самом широком понимании этого слова). С того момента, как ребенок начинает реагировать на социальные воздействия, он становится в какой-то степени зависимым от общества, тянется к нему и болезненно переносит одиночество и отчуждение. Подростки всегда стремятся к общению с окружающими и если у них что то не получается в данном микроклимате, то они находят выход и получают удовлетворение в другой среде. Эта отличительная особенность позволяет на ее основе создать беспрецедентную систему борьбы с противоправным поведением, в частности с имущественными преступлениями.

На возникновение у подростка интереса к той или иной области знания наибольшее влияние оказывает личность преподавателя и качество обучения. Отсутствие внимания на уроках зависит и от других факторов: переутомление, неприятности в семье. Очень часто ребенок оказывается в мире сложных взрослых отношений, которые иной раз его очень больно задевают. Педагог, который не заметил данных переживаний, был резок или несправедлив, становится чужим для подростка, а его предмет – не любимым. Из ложного стыда школьник начинает пропускать не любимый предмет. Его не покидает чувство, что к нему относятся несправедливо, и он сам, того не осознавая, все дальше и дальше уходит от своего коллектива. Оскорбленное самолюбие дополняется чувством обиды, а потом и злости на учителя. Ему начинает казаться, что его не воспринимают как равного члена коллектива, его отвергают.

Раздражительность и недоверчивость его не покидают. Вернуть такого подростка в класс – очень трудно. Догнать своих товарищей он не может (слишком велик разрыв в знаниях и интересах), к их критике невосприимчив и в связи с этим ищет новых знакомых, которые бы разделяли его взгляды и воспринимали его таким, какой он есть. Желанное общество он находит в среде таких же, отстающих и оставивших школу.

«Деятельность» у таких людей самая разнообразная, от простого бесцельного времяпрепровождения с распитием спиртных напитков, а затем и последующих краж.

Эти дети – есть продукт отчуждения от двух коллективов: сначала семьи, потом школа. Непримятые и непонятые, но жаждущие признания, общения, самоутверждения, они быстро попадают под негативное (отрицательное) влияние. Внешкольная среда оказывается для них роковой. Связь с ней у них прочная потому, что оторвавшийся от коллектива подросток, чувствует себя в этой среде равным, и у него нет принципиальных противоречий с теми, кто его окружает.

Но в силу таких психологических особенностей переходного возраста, как недостаток жизненного опыта, отсутствие стойких морально-этических, нравственно-духовных и правовых принципов, склонность к подражанию, неумение правильно (адекватно) оценивать происходящие явления, слабость воли, отсутствие «стержня сознания» и т.д. подростки, попав в неблагоприятные условия жизни и воспитания, в отрицательную среду, оказываются более податливыми к чуждым влияниям, ведомыми. Неосознанно и постепенно негативные правила «игры жизни» укореняются в сознании ребенка, становятся для него нормой. Стираются границы допустимого и запретного. Приобретенные в школьном возрасте чуждые общественным интересам привычки (стереотип поведения), может затем отрицательно сказаться на всем последующем пути жизненном пути человека или по крайней мере потребует больших усилий для его перевоспитания.

При неблагоприятных условиях в семье и отсутствии контроля со стороны школы, когда ребёнок сам определяет, что ему делать и чем заниматься, у него могут выработаться отрицательные черты поведения, от которых в дальнейшем трудно освободиться. Чтобы он включился в здоровую и организованную среду, необходимы, будут специальные меры. Даже в этих случаях ребёнок нередко стремиться вновь, вернуться к прежнему образу жизни: стремление быть независимым, безнадзорным превратиться в потребность. Ребёнок сам находит группу "друзей", нередко отличающихся аморальным поведением. Роль педагога берёт в свои руки вожак группы, авторитет родителей заменяется авторитетом физически наиболее крепких ребят.

Такое окружение по-своему воспитывает нового участника группы: путём материальных подачек, подкупом, запугиванием или даже физическим наказанием. Влияние групп всё больше сказывается на характере и поведении нового участника группы.

Слабый контроль родителей и школы способствует усилению отрицательного влияния "улицы", что приводит к дезорганизации, неустойчивости характера, сопротивлению всякому организованному влиянию. У безнадзорных детей, ставших трудновоспитуемыми, проявления даже имеющихся положительных качеств приобретает отрицательный характер.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Современная практика школ М. Монтессори
Первый детский сад по системе Марии Монтессори в России начал работать в 1913 году. Однако в 1926 года Наркомпрос запретил использовать в тогдашнем СССР ее методику, и имя ее было предано забвению. Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фести ...

Психолого-педагогические основы использования игры
Можно утверждать с полной уверенностью, что современная отечественная практика редко включает игровой элемент в учебный и внеурочный процессы, не готовит учительство к профессиональному осмыслению игры в целях расширения возможностей обучения. И все это происходит несмотря на то, что на значение и ...

Рекомендации по организации работы младших школьников в программе Scratch
Простота освоения сочетается в Scratch с огромным потенциалом. Особенно интересен этот язык для начального уровня изучения программирования. Но программирование — это не только операторы, алгоритмы и структуры данных: это ещё и множество идей, которые для своего усвоения требуют наглядности, пусть ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru