Личностная характеристика «трудного» подростка

Новая педагогика » Девиация в школьной среде на примере школ Центрального района » Личностная характеристика «трудного» подростка

Страница 2

Так правдивость превращается в грубую прямоту и упрямство, бестактность.

Одним из проявлений трудновоспитуемого ребёнка является девиантное поведение. Под девиантным поведением подразумевается цепь проступков, лёгких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть ненаказуемых уголовным кодексом.

Девиантность обычно начинается со школьных прогулов. За этим следует приобщение к асоциальной группе сверстников, мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание карманных денег, угон велосипедов, мотоциклов, которые потом бросают где попало, с целью покататься. Реже встречаются мошенничество, лёгкие противозаконные спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться "домашние кражи" небольших сумм денег.

Подростковая девиантность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины, - прежде всего недостатки воспитания. Девиантность не всегда связана с аномалиями характера, однако, при акцентуациях характера имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения. Склонность к девиантности связана как со степенью аномалиями характера (психопатии, акцентуации) так и в ещё большей степени с её типом.

Социальные предпосылки формирования девиантного поведения у подростков можно разделить на три группы:

семейные отношения

личность родителей

ошибки в воспитании

Рассмотрим семейные отношения, как причину возникновения девиантного поведения у подростков.

Многие из отрицательных черт характера и девиантное поведения детей формируются в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании.

Понять причину различных семейных аномалий помогает взгляд на отклоняющееся поведение у детей как на отражение проблем семьи в трех поколениях: прародителей, родителей и детей. В этих поколениях происходит уменьшение выраженности характерологических изменений, в наибольшей мере представленных в прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в своей основе и психогенных по происхождению изменений личности. Центром перекреста характерологических и невротических отклонений в семье будут родители, дети которых больны неврозами. Изменения личности родителей, а то и невроз у матерей часто предшествуют развитию невроза у детей, а как следствие и отклоняющееся поведение, способствуя возникновению конфликтных отношений в семье и проблем в воспитании

Матери чаще, чем отцы, оценивают супружеские отношения и отношения с детьми как конфликтные. Это связано не столько с большей критичностью матерей, сколько с гиперсоциализированными чертами их характера, когда они излишне "правильно", нетерпимо и бескомпромиссно, а по существу, формально и негибко относятся к многим проблемам семейной жизни, требующим более эмоционально-щадящего и терпеливого подхода.

Нервно-психическая перегрузка, связанная с работой, конфликтные отношения в семье являются источником невротизации прежде всего матерей. В свою очередь, невротическое состояние матери еще в большей степени осложняет семейные отношения и во всех случаях увеличивает проблемы в отношениях с детьми. Девиантное поведение подростков является, как правило, последствием заболевания различного рода неврозами еще в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Если подсчитать суммарное количество разнообразных конфликтов в семьях, где дети страдают неврозами, то их окажется значительно больше, чем в семьях со здоровыми детьми. Именно поэтому для детей с девиантным поведением семья является скорее источником беспокойства и тревоги, чем источником безопасности. Помимо повышенной возбудимости и беспокойства, во внутрисемейных отношениях обращает внимание на психологического климата в семье. В ней нет столь необходимых для эмоционально чувствительных детей жизнерадостности и оптимизма, легкости и конструктивности в решении возникающих семейных вопросов. Вместо этого преобладают застревание на этих проблемах, постоянная озабоченность, пониженный фон настроения, пессимизм и тревожно-мнительный, нередко пораженческий настрой. Типичны и недостаточная откровенность и непосредственность в выражении взаимных чувств (как заметила одна мать, сын которой страдал неврозом страха: "У нас атмосфера в семье достаточно строгая, нет поцелуев, свободного выражения чувств, откровенности").

Характерным является и скука, инертность, отсутствие ярких побуждающих впечатлений, сжатость и заблокированность чувств. Неудивительно, что в этих семьях нет детского шума, веселья, смеха. Внешние связи такой семьи ограниченны, и сама она представляет изолированную от внешнего мира группу, что сказывается и на детях, изолированных от общения со сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Педагогические и психологические аспекты обучения
В соответствии с проектом Государственного образовательного стандарта по информатике, общими целями и задачами факультативов является формирование основ научного мировоззрения школьников, развитие мышления и их творческих способностей, а также подготовка к жизни и деятельности в информационном общ ...

Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике
Очень интересной на наш взгляд кажется гипотеза, выдвинутая Мильруд Р.П. что «…естественное устное высказывание отражает «синтаксис мысли», который может быть использован для обучения разговорной грамматике в дополнение к овладению нормативной грамматикой устной и письменной речи». Обоснование пр ...

Методическое обеспечение и организация исследования
Характеристика выборки и анализ констатирующего эксперимента Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась на базе средней школы № 24 г. Темиртау. В качестве исследуемых были выбраны учащиеся начальной школы. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли учащиеся общеобразоват ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru