При болезнях снижается общий тонус, в коре головного мозга усугубляются тормозные состояния. А физические нагрузки повышают общий тонус, стимулировать защитные силы организма.
При повышении физических нагрузок, кроме нормализации реакции сердечно-сосудистые, дыхательных и других систем, восстанавливается приспособляемость выздоравливающего к климатическим факторам, повышается устойчивость человека к различным заболеваниям, стрессам и т.д. Это происходит быстрее, если используется гимнастические упражнения, спортивные игры, закаливающие процедуры и пр.
При многих заболеваниях правильно дозированные физические нагрузки замедляют развития болезненного процесса и способствуют более быстрому восстановлению нарушенных функций.
Таким образом, под влиянием физических нагрузок совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.
Нагрузка в физической культуре и в спорте понимается как воздействие физических упражнений на организм занимающихся. Можно выделить три основных цели, для достижения которых выполняется физическая нагрузка. Это – достижение спортивного результата, укрепление здоровья, подготовка к какой-либо деятельности.
В соответствии с этими целями можно выделить спортивную, оздоровительную и прикладную нагрузку.
В зависимости от параметров (величины, направленности структуры упражнений) физическая нагрузка оказывает различное воздействие на организм. Так, результатом ее действия может быть:
- повышение уровня двигательных качеств и физической работоспособности – это развивающая нагрузка;
- поддержание физической работоспособности на заданном уровне – поддерживающая нагрузка;
- восстановление работоспособности после утомления – восстановительная или рекреационная нагрузка, после травмы или заболевания – реабилитационная нагрузка;
- активация функций и обменных процессов в организме – активирующая нагрузка;
- подготовка организма к новому уровню деятельности – подготовительно-стимулирующая нагрузка;
- овладение двигательными умениями и навыками – обучающая нагрузка.
Направленность нагрузки – это адрес, указание, на что она действует – на двигательное качество, на группу мышц и т.п.
Физическая нагрузка – это воздействие физических упражнений на организм занимающегося, а величина нагрузки – это мера воздействия этих упражнений.
Величина нагрузки характеризуется параметрами ее интенсивности и объема.
Интенсивность нагрузки – это напряженность ее воздействия на организм. С внешней стороны она определяется мощностью и сложностью выполняемых упражнений (например, скоростью бега). С внутренней стороны – выраженностью ответных реакций организма в процессе выполнения физических упражнений.
Объем нагрузки – это общие размеры (емкость) воздействия физических упражнений на организм занимающихся. С внешней стороны он определяется количеством выполненных упражнений за тренировку, день и т.д. С внутренней стороны – реакций организма на количество выполненной работы (например, степенью утомления, общей величиной энергозатрат и т.д.).
Таким образом, величина нагрузки характеризуется по параметрам интенсивности и объема в соответствии с указанными выше положениями. Интенсивность нагрузки в какой-то мере определяет ее направленность (адрес). Чем больше интенсивность, тем больше воздействие, направленное на скоростные и силовые качества; чем меньше интенсивность, тем больше нагрузка на выносливость. Объем же нагрузки предопределяет размеры воздействия упражнений на организм.
Доза нагрузки – это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности.
Норма нагрузки – это конкретная ее доза (ни больше, не меньше), необходимая для решения определенной задачи. Другими словами, под нормой нагрузки понимается такая ее доза, которая в физическом воспитании необходима для укрепления здоровья и обучения двигательным умениям и навыкам путем достижения и поддержания нормативного уровня физической подготовленности и должной двигательной активности.
Воспитательные нагрузки применяются в физическом воспитании для укрепления здоровья, снижения утомления, повышение работоспособности.
Прочие статьи:
Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных
стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века
Провозглашенные в ходе реформ 90-х гг. цели создания демократического государства в России, его возрождения и возвращения в мировую цивилизацию, потребовали качественного и структурного изменения системы образования, преодоления технократических подходов и обновления исторического образования в ву ...
Основные методы и приемы работы с задачей в начальной школе
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимает в этой системе текстовые задачи. Текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой сит ...
Обоснование предлагаемой конструкции изделия
Ведущее место в учебно-воспитательной работе с учащимися отводится методу творческих проектов. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, соответствующая их возрастным возможностям.
Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в проц ...