6. Психастенический. Особенности - повышенная тревожность, мнительность, наклонность к сомнениям, затруднение в принятии решений и т.д.
7. Шизоидный. Черты - замкнутость, отгороженность, духовное одиночество, своеобразие и необычность в выборе занятий и увлечений.
8. Эпилептоидный. Особенности - возникновение периодов злобно-тоскливого настроения, напряженность аффекта, взрывчатость, безудержная агрессивность; все влечения характеризуются чрезмерностью и силой.
9. Истероидный. Особенности - безграничный эгоизм и "жажда признания", стремление любой ценой добиться внимания (вплоть до ненависти) и непереносимость безразличия и равнодушия.
10. Неустойчивый. Основные черты - слабоволие, внушаемость, восприимчивость к влияниям извне.
11. Конформный. Основная черта - устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения, отсутствие собственного мнения.
Социально-психическая адаптация личности возможна на основе "онтогенетической социализации", которую можно определить как такой процесс взаимодействия человека и социальной среды, в ходе которого он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Таким образом, индивид усваивает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и другие особенности, которые в целом имеют адаптивное значение. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности. Социально-психическую адаптированность личности можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, в своем ролевом поведении в полной мере соответствует ожиданиям эталонной группы, свободно выражает свои творческие способности. Социально-психическая дезадаптированность личности выражается в первую очередь в неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям.
У подростков наблюдаются несколько видов дезадаптации: активно-девиантное поведение (агрессивность, дромомания - стремление к бегству из дома - и т.д.) и пассивно-девиантное поведение (выражающееся чаще всего в эскапизме, то есть создании вымышленного мира, в котором можно найти убежище от проблем).
В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция, в понятийном аппарате которой ведущими выступают социальный статус (положение в социальной структуре) и связанные с ним требования или ролевые предписания. Роль - это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом (о статусе см. далее). Роль позволяет мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом; при этом мы анализируем подробности разворачивающейся ситуации и определяем для себя, кто что делает и где. Широко используется данное понятие в концепциях, отождествляющих жизненные ситуации с игрой и сводящие личность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятия "социальная роль" и "игра" отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации: например, с их помощью удается точнее описать факты приспособления человека к определенным условиям. Кроме того, ролевая теория хорошо объясняет феномены отчуждения и конформизма.
Исполнение роли - фактическое поведение лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Один и тот же статус может иметь некоторое число связанных с ними ролей, образуя ролевой набор. (Например, статус студента включает в себя роли ученика, сокурсника других студентов, болельщика, читателя и т.д.). Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности - действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы - требовать их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Взаимодействие индивидов в группах осуществляется через сеть ответных ролей. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения
Прочие статьи:
Производство этанола ферментацией биомассы
Получение этанола. Обычно этанол получают отгонкой, и, по всей вероятности, этот способ будет применяться и в ближайшем будущем. Отгонка производится в колоннах путем последовательного отделения этанола от других компонентов жидкой фазы.
Отделение барды. В первой колонне отделяются продукты ферме ...
Психолого-педагогические основы воспитания у дошкольников
навыков здорового образа жизни
Здоровье ребёнка - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что первые исследования, посвящён ...
Диагностика творческого мышления учащихся НПО
При опросе были отмечены те студенты, которые смогли полноценно реализовать на практике данные требования. Именно эти студенты являются обладателями тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для интерпретации художественного произведения. В связи с тем, что в настоящем исследовании производ ...