Воспитание нравственного поведения - это цель и задача всего процесса коммунистического воспитания, оно не осуществляется обособленно, а в комплексе с другими воспитательными направлениями. Нравственное поведение предполагает:
- глубокое фундаментальное усвоение знаний и умений, составляющих основу разумных нравственных решений и соответствующего образа действий;
- сознательное проявление усвоенного знания, постоянное его идеологическое обогащение в процессе учебной деятельности на уроке и вне его, а также углубление этических представлений, положений, закрёпление этических принципов и последовательное их отражение в поведении;
- самостоятельная и активная деятельность школьников, их участие в нравственной оценке поведения товарищей и своего собственного, активное участие в жизни школьных детских и юношеских общественных организаций.
Исследовательская работа была проведена в Ижевской школе № 49 в 4 «А» и 4 «В» классах. Работа проводилась в форме уроков, классных часов и развлечений.
В процессе анализа планов уроков учителей начальных классов и учителя музыки выяснилось, что в данной школе уделяют большое внимание нравственному и эстетическому воспитанию детей. Но, говоря о знаниях детей в области народного искусства, в процессе беседы с детьми выяснилось, что они проходили русские народные сказки, песни и пр., но не давали значения об их народном происхождении. Чтобы выяснить их знания в области русского народного творчества, был проведен констатирующий эксперимент, в котором выяснилось, что дети знают русские народные песни, которые они разучили на уроках музыки, могут назвать две-три русских сказок, но не видят разницы между русскими народными инструментами и инструментами других народов, путают авторские сказки, песни с народными, и не могут назвать русские имена, блюда, игры и т.п.
Данный эксперимент был проведен мною в конце учебного года 3 «А» и «В» классах, и на следующий год проводилась работа в области развития нравственной культуры учеников этих классов.
Для этого была разработана программа по внесению в учебный процесс занятий по воспитанию нравственной культуры через средства народной педагогики. Программа разработана так, чтобы проводимые занятия не мешали учебному процессу и не утомляли детей, поэтому на каждую четверть приходится одно занятие и одно мероприятие по определенной теме. И самое главное, они не должны проводиться как уроки, на таких занятиях дети должны отдыхать.
В течение преддипломной практики я смогла реализовать данную программу.
В четвертом классе третья четверть посвящена празднику «Масленица». Поэтому я провела урок, посвященный русским народным инструментам, классный час «Масленица» и, конечно же, сам праздник «Масленица». Во время занятий дети знакомились с русским народными песнями, играми, учились играть на народных инструментах. В подобной деятельности развивается речь, память, мышление, музыкальные способности, что способствует интеллектуальному и творческому развитию.
После занятий был проведен тест:
каких героев народной сказки вы знаете?
чем отличаются народные сказки от авторских?
какие русские народные инструменты вы знаете, а также можете играть?
назовите несколько русский народных песен
назовите 1-2 русских народных игр
знаете ли вы русские народные праздники? Назовите их.
напишите одну русскую пословицу или поговорку
назовите блюда русской народной кухни
назовите русские народные имена (два женских, два мужских)
назовите несколько русских примет
назовите элементы русского народного костюма: а) женщины б) мужчины.
Который дал следующие результаты:
52% учащихся 4 «А» класса ответили правильно на все вопросы, у остальных вызвали затруднения вопросы 9, 10.
49% учащихся 4 «В» класса ответили верно, на все вопросы теста, у остальных ошибки в 4, 9, 11 вопросах.
Ребята отлично ответили на вопросы теста, хотя и были небольшие ошибки. Нельзя не заметить, что у обоих классов затруднение вызвал 11 вопрос. Если проанализировать ответы, то ошибки заключались в том, что имена назывались не исконно русские, а имена, которые привыкли считать русскими. Такие как: Анна, Михаил, Дарья, Иван и т.п., хотя они взяты из других стран. На следующих занятиях нужно обратить внимание на этот вопрос, например, дать задание детям: найти информацию о русских именах или дать характеристику своему имени. Хотя тема классного часа «Что в имени моем» проводится в первых классах, лучше обратить внимание на это еще раз.
Прочие статьи:
Методика обучения устной речи швейцарского врача И.К. Аммана
Следующие сведения об обучении глухих словесной речи относятся к концу XVII столетия благодаря швейцарскому врачу Иоганну Конраду Амману. В своей врачебной деятельности он пришел к выводу о том, что медицинскими средствами бороться с глухотой нельзя, и попытался найти выход с помощью филологии. На ...
Физическая рекреация – вид физической культуры
Проблема структурирования физической культуры, ее видов (частей) пока еще не решена. На этот счет существуют различные точки зрения. Так, например, в одних источниках указываются рекреативные формы и места занятий физическими упражнениями (рекреационные коридоры), в других физическая рекреация нах ...
Цель, задачи и определите методы исследования по теме «Перевоспитание
агрессивного подростка»
Цель курсовой работы – выявление признаков агрессивности у подростков и способы перевоспитания.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить общую характеристику агрессивных подростков
Раскрыть основные этапы перевоспитания агрессивных подростков
Используя анализ статистических дан ...