Поведение ребенка, конечно, может быть непоследовательным, так как отсутствие социального опыта затрудняет его выбор действий, поскольку он ориентируется пока, подражая главным образом Взрослым, живущим рядом с ним. Но по мере того как его жизненный опыт обогащается знанием этических норм и представлений, приобретаются навыки социально значимых действий, вырастают возможности альтернативных решений. Постепенно развивается способность совершенствовать свое поведение на основе полученных знаний. Поведение школьника стабилизируется, одновременно повышается и закрепляется уровень его нравственной воспитанности, что происходит под влиянием многих факторов: конкретные жизненные ситуации, требующие целесообразного поведения, воспитателя, сверстники, коллектив. Так складывается нравственный фундамент личности, развивается способность на его основе сознательно регулировать свои поступки и отношения, соотносить их с общественными, коллективными интересами других людей. Кроме того, складывается система отношений к отечеству, родному краю, школе и предприятию, а также к своей деятельности (учебе, труду, общественной работе). Вырастают и критерии нравственного поведения. Индивидуальное развитие личности с общественно ценностными ориентациями - это цель и результат целеустремленного педагогического труда.
Вряд ли можно говорить о высоком уровне воспитания, если человек только знает и понимает, как надо действовать, Об эффективности воспитания мы можем говорить в том случае, если человек добровольно и сознательно ориентируется в своей деятельности на этические представления и социально ценные нормы общества и поступает, исходя из них по собственному побуждению без социально контролирующих механизмов. Оценка уровня нравственного воспитания (а точнее сказать, нравственной воспитанности) учитывает, прежде всего, реальные возможности развития личности, а в данном случае речь идет о растущей личности. При этом можно наблюдать, что различные нравственные свойства личности развиваются либо неравномерно, с перебоями, либо непрерывно, быстрыми скачками, медленно, могут наблюдаться моменты застоя и даже обратный процесс.
Постоянный рост знаний и, прежде всего возрастающее усвоёние этических норм, точно так же как и способность применять на практике полученные знания, возможны в коллективе с высоконравственным климатом. На развитие такого коллектива и должен ориентироваться педагог, определяя цели нравственного воспитания. Воспитание нравственности осуществляется успешнее, если дети и подростки включены в социально - ценные отношения, участвуют в деятельности, требующей от них проявления нравственного образа действий, увлекающей их, развивающей личные интересы. Найти каждому дело по душе; чтобы ребенок не был пассивным наблюдателем, с удовольствием мог бы выполнять те поручения, которые раскрыли бы его склонности, развили бы его способности, повысили бы его авторитет в коллективе, - вот из чего должен исходить педагог, воспитывая нравственное поведение. Именно такая деятельность наиболее полно способствует выражению личности, и тогда социальная активность становится личной потребностью растущего человека.
Положительное отношение к учебе - залог нравственного поведения
Дети и подростки не всегда полностью осознают значимость учебной деятельности в их поведении, даже если потребность учиться выработана у них и проявляется в желании узнать новое. Многочисленные наблюдения позволяют констатировать, что радость, связанная с учебой, в III и IV классах заметно угасает. Это вполне понятно: трудности возрастают, процесс учебной деятельности усложняется, и не все ученики оказываются подготовленными к преодолению трудностей. Данное обстоятельство не всегда учитывается педагогами. В место постепенного приучения школьников к усложняющейся деятельности они неоправданно повышают требования, увеличивают домашнюю работу. У школьников созревает протест, усиливается нежелание напряженно трудиться. Всеобщее внимание к данной проблеме, включая родителей, позволяет как-то урегулировать ее, но полностью она не снимается и в последующих классах проявляется, еще отчетливее.
И хотя радостное отношение к учебному труду не может быть единственным и решающим мотивом успешной учебы, все-таки учитель должен сделать все зависящее от него, чтобы вызвать интерес у школьника к процессу учебного труда, не сиюминутному, теперешнему, а длительному, побуждающему к самостоятельному приобретению знаний. Желание учиться или, напротив, нежелание порождает другие мотивы отношения к учебе, которые могут либо стимулировать, либо тормозить деятельность школьника.
Прочие статьи:
Социальные ценности
Понятие "социальный", как правило, тождественно понятию "общественный", понятие "социум" - понятию "общество". Чаще всего понятие "социальный" означает "относящийся к человеку как общественному существу".
Хотя мы не можем "социально ...
Практика работы Министерства образования и науки
Челябинской области по управлению системой общего образования
По данным Министерства образования и науки в Челябинской области функционирует 940 общеобразовательных учреждений (в том числе негосударственные учреждения и учреждения, имеющие подчинение другим ведомствам). Из них государственных и муниципальных 912 общеобразовательных учреждений: 886 дневных и ...
Принцип сознательности и активности на уроках физической культуры в школе
Первенство в распространении принципа сознательности на обучение физическим упражнениям принадлежит П.Ф. Лесгафту. Он считал, что « .школа должна развить в ребёнке не только силы, но главным образом уменье управлять ими, уменье целесообразно применять их к деятельности». Поэтому « прежде всего, не ...