Методы нравственного воспитания

Страница 2

- проектируя, подбирая методы, Важно предвидеть воз­можные результаты воздействия их на конкретного ребен­ка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слиш­ком сильную реакцию - от выбранного метода следует от­казаться;

- применение методов нравственного воспитания требу­ет терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка до­школьного возраста, нельзя рассчитывать на моменталь­ный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понима­нием относиться к тому, что результат будет, достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем; - преобладающими в нравственном воспитании до­школьников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если

только опираться на осознание, понимание значимости по­ложительного поведения и не обучать способам такого по­ведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрос­лого не гарантируют таких же поступков у ребенка;

- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, кото­рые можно и целесообразно использовать в комплексе, слу­жат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Нравственное поведение характеризуется тем, что по­ведение каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Это относится и к случаю на уроке, о котором было рассказано. Хотя порядок, созданный учительницей на занятиях, ее авторитет оказывали поло­жительное влияние на учащихся и оба ученика имели воз­можность поступить по-разному в этой ситуации, все-таки возник момент недисциплинированности.

Личные мотивы и действительные поступки школьников основываются на нравственном знании и опыте, коррек­тируются общественным мнением коллектива (в приведенном примере отношением класса к учебе, к предмету к учительнице), поведением коллектива в конкретный мо­мент (в нашем случае увлеченность класса рассказом учи­тельницы), характеризуются индивидуальной направлен­ностью личности (которая, например, была такой различ­ной у обоих учеников). Нравственное поведение в данный момент - это результат воспитательной работы.

Становление нравственного поведения связано с воз­растными и индивидуальны ми особенностями развития де­тей. В первые годы жизни до школы ребенку особенно свойственна подражательность, он старается вести себя так, как действуют окружающие его люди, требованиям, которых он следует. Накапливая постепенно свой опыт, воспринимая реакцию окружающих на свои желания и действия, ребенок усваивает первые нравственные законы поведения. Нравственное воспитание в школе принимает другие формы, усложняется воздействие на ребенка, так как теперь к нему, предъявляются повышенные требова­ния: необходимо не только усвоение высоких нравственных ценностей, идеалов и принципов, но и организация своей деятельности в соответствии с ними. Став школьником, ребенок углубляет знание этических норм, и ему, как разумно мыслящему человеку, теперь постоянно приходит­ся рассуждать, что нравственно и что безнравственно, опираться в своем поведении на строгие нормы морали.

С течением времени опыт ребенка расширяется, раз­виваются и совершенствуются нравственные свойства его личности и, проявляясь в многообразных отношениях, закрепляются в привычном поведении. Нравственная на­правленность личности раскрывается не в отдельных по­ступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственное содержание личности пред­полагает такие ее свойства характера, как выдержан­ность, воля, способность не идти на поводу неблагоприят­но сложившихся обстоятельств, умение бороться за справедливость, действовать всегда и во что бы то ни стало в интересах общества.

Так что же значит нравственное поведение?

Поведение нравственно, если человек взвешивает, про­думывает свои действия, поступает со знанием дела, на­бирая единственно возможный, верный путь решения стоя­щей перед ним проблемы. Уверенному поведению соот­ветствует твердая внутренняя убежденность. Гармония мыслей и дел - гарантия - нравственного поведения в лю­бой ситуации, при возникновении новых и неожиданных проблем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Педагогическое планирование
Процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие - в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности, называется целеосуществления. Процесс целеосуществления складывается из предварительной подготовк ...

Формирование представления о цвете как выразительном средстве
Проблема формирования представления о цвете как выразительном средстве у студентов профессионального образования, во взаимосвязи личностных данных и собственного творчества, отличающегося новизной и оригинальностью, до сих пор недостаточно разработана. Требуется создание особых педагогических усло ...

Результаты исследования особенностей словообразования существительных у дошкольников с ЗПР
Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса -чик (задание 1.1) показало, что у детей ЭГ обнаруживаются трудности в образовании данной формы существительного с помощью этого суффикса, 4 детей допустили по одной ошибки и им потребовалась помощь, после ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru