Дидактическая игра на уроке

Страница 3

Чтобы рассмотреть дидактическую игру на уроке истории, необходимо понять, что же такое игра вообще и что есть игра дидактическая. Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение – это « процесс целенаправленной передачи общественно – исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков», можно сказать, что дидактическая игра – условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.

Понимание сущности дидактической игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты):

- деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;

- условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на не отождествлённость образа и его объекта. В нашем случае, имеется в виду такая деятельность, которая осознается как «невзаправду», «понарошку» ( К.С. Станиславский выражает это словами «если бы» или «как будто»).

Но не всякая деятельность в условных ситуациях является игрой. Задача в учебнике по математике тоже условна: в ней отражена какая –то конкретная ситуация и ставится конкретная условная ситуация и ставится конкретный вопрос, ответ на который явится решением этой ситуации. Но это не игра, хотя она может стать игрой, если условия задачи, например, будут настолько увлекательны для школьника (показаны с помощью игрушек или сценкой из кукольного спектакля, или задача вписывается в увлекательный контекст), что он не будет воспринимать ее как задачу, решая ее он прежде всего играет, а уж потом уже учится.

Хороший пример упоминает исследователь игры Ф. И. Фрадкина: «Учительница математики объявила: « Девочки, у нас организуется математический кружок. Кто хочет записаться ? « - мы переглянулись и подумали: наверно, это будет самый скучный кружок, чем будут заниматься юные математики ? Решать по учебнику задачи и примеры ? … « Не думаю, чтобы вы там скучали « - сказала она (учительница. -Л.Б.). Давайте для пробы решим древнегреческую задачу «Жизнь Диофанта» «Учительница прочла нам условия задачи, которое было выбито на надгробном памятнике ученого математика Древней Греции. Мы долго думали, но все-таки расшифровали надгробную надпись. Мы так заинтересовались этим, что стали просить у Людмилы Владимировны еще и еще задач. « А вы приходите на занятие математического кружка, там и будете решать», - сказала учительница. Ясно, что привлекла девочек фабула предложенной им задачи – то, что им пришлось, как путникам, к которым обращена надпись на гробнице, «расшифровать» ее.

Занимательная подача условий задачи превратила ее в ролевую игру.

Таким образом, деятельность, чтобы быть игрой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре – не цель, а средство. А вот занимательность – цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.

Возвращаясь к сравнению игры и учения, важно заметить, что игра жизнеспособна, когда в ней присутствует элемент непредсказуемости. Если деятельность полностью предсказуема, то она перестает быть игрой.

Важно заметить, что именно термин «занимательность» точно отражает суть игры (а не забавность, развлекательность, состязательность). В забавности или развлекательности есть элемент отсутствия деятельности; далеко не все игры состязательны. В то же время понятие «занимательность» отражает больше увлеченность деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого – нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры.

Как создается игра, какова ее структура?

Игра как таковая, имеет два компонента: деятельностный и условный, которые могут наполняться разным содержимым и делать одну игру совершенно не похожей на другую, но тем не менее эти два компонента просматриваются в каждой игре. Именно условный характер превращает ту или иную деятельность в игру. Если мы рассмотрим деятельностный аспект без условного, то получится не что иное, как труд или упражнение.

Игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры: обычно образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий – содержанием деятельностного компонента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Физиологическое содержание процесса письма
Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. Как отмечает А.Р. Лурия, «удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых этапах основное внимание пишущего направлено на звуковой анализ слова, а ин ...

Дидактические условия развития творческой личности у учащихся
Для проверки выдвинутой нами задачи об эффективности эстетического образования в развитии творческой личности было организовано экспериментальное исследование. Исследованием (2009 г.) было охвачено 40 учащихся НПО первого курса гуманитарной специальности Монтажного колледжа. В качестве эксперимен ...

Типы педагогических задач и их характеристика
Для целенаправленной организации профессиональной педагогической деятельности учителя и его подготовки принципиальным является вопрос о классификации педагогических задач. По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач – стратегические, тактические и оперативные. ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru