Дидактическая игра на уроке

Страница 3

Чтобы рассмотреть дидактическую игру на уроке истории, необходимо понять, что же такое игра вообще и что есть игра дидактическая. Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение – это « процесс целенаправленной передачи общественно – исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков», можно сказать, что дидактическая игра – условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.

Понимание сущности дидактической игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты):

- деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;

- условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на не отождествлённость образа и его объекта. В нашем случае, имеется в виду такая деятельность, которая осознается как «невзаправду», «понарошку» ( К.С. Станиславский выражает это словами «если бы» или «как будто»).

Но не всякая деятельность в условных ситуациях является игрой. Задача в учебнике по математике тоже условна: в ней отражена какая –то конкретная ситуация и ставится конкретная условная ситуация и ставится конкретный вопрос, ответ на который явится решением этой ситуации. Но это не игра, хотя она может стать игрой, если условия задачи, например, будут настолько увлекательны для школьника (показаны с помощью игрушек или сценкой из кукольного спектакля, или задача вписывается в увлекательный контекст), что он не будет воспринимать ее как задачу, решая ее он прежде всего играет, а уж потом уже учится.

Хороший пример упоминает исследователь игры Ф. И. Фрадкина: «Учительница математики объявила: « Девочки, у нас организуется математический кружок. Кто хочет записаться ? « - мы переглянулись и подумали: наверно, это будет самый скучный кружок, чем будут заниматься юные математики ? Решать по учебнику задачи и примеры ? … « Не думаю, чтобы вы там скучали « - сказала она (учительница. -Л.Б.). Давайте для пробы решим древнегреческую задачу «Жизнь Диофанта» «Учительница прочла нам условия задачи, которое было выбито на надгробном памятнике ученого математика Древней Греции. Мы долго думали, но все-таки расшифровали надгробную надпись. Мы так заинтересовались этим, что стали просить у Людмилы Владимировны еще и еще задач. « А вы приходите на занятие математического кружка, там и будете решать», - сказала учительница. Ясно, что привлекла девочек фабула предложенной им задачи – то, что им пришлось, как путникам, к которым обращена надпись на гробнице, «расшифровать» ее.

Занимательная подача условий задачи превратила ее в ролевую игру.

Таким образом, деятельность, чтобы быть игрой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре – не цель, а средство. А вот занимательность – цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.

Возвращаясь к сравнению игры и учения, важно заметить, что игра жизнеспособна, когда в ней присутствует элемент непредсказуемости. Если деятельность полностью предсказуема, то она перестает быть игрой.

Важно заметить, что именно термин «занимательность» точно отражает суть игры (а не забавность, развлекательность, состязательность). В забавности или развлекательности есть элемент отсутствия деятельности; далеко не все игры состязательны. В то же время понятие «занимательность» отражает больше увлеченность деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого – нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры.

Как создается игра, какова ее структура?

Игра как таковая, имеет два компонента: деятельностный и условный, которые могут наполняться разным содержимым и делать одну игру совершенно не похожей на другую, но тем не менее эти два компонента просматриваются в каждой игре. Именно условный характер превращает ту или иную деятельность в игру. Если мы рассмотрим деятельностный аспект без условного, то получится не что иное, как труд или упражнение.

Игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры: обычно образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий – содержанием деятельностного компонента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Табакокурение – страсть духовная
«Курить – бесам кадить». Русская присказка Получение удовольствия через сигарету – это первый опыт получения удовольствия через химические вещества (табак открывает ворота наркотикам). С самого детства в нашей стране подталкивают к курению: работают СМИ, реклама, скрытая реклама через фильмы. Р ...

Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике
Очень интересной на наш взгляд кажется гипотеза, выдвинутая Мильруд Р.П. что «…естественное устное высказывание отражает «синтаксис мысли», который может быть использован для обучения разговорной грамматике в дополнение к овладению нормативной грамматикой устной и письменной речи». Обоснование пр ...

Условия реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе
Реализация принципа активности достигается следующими условиями: а) четкостью процесса обучения, живым и интересным проведением занятий, повышением внимания учащихся, заинтересованности в успешном выполнении упражнений; б) применением состязательности и приданию обучению увлекательности, эмоцион ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru