Тематику учебных проектов следует выбирать в соответствии с содержанием программы естествознания, которую применяет учитель. На сегодняшний момент в современной начальной школе широко применяются две программы по естествознанию: программа «Зелёный дом» А.А. Плешакова и программа «Мир и человек» А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана.
Содержание курса А.А. Плешакова «Зелёный дом» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.
В курсе 2 класса
выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. В качестве другой содержательной линии курса выделено знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми. Содержание курса 2 класса разделено на разделы: «Природа»
(живая и неживая природа, сезонные изменения в природе), «Жизнь города и села»
(город, экономика, культура и образование, профессии людей), «Здоровье и безопасность»
(строение тела человека, заболевания, охрана здоровья, правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в природе), «Общение»(труд и отдых в семье, правила вежливости), «Путешествия»(горизонт, поверхность и водоёмы своего края, карта мира, страны и народы мира).
По программе А.А. Плешакова
в 3 классе
в начале учебного года изучается тема «Природа и мы»
, которая даёт возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных»
. Получаемые детьми элементарные знания о твёрдых, жидких, газообразных телах и веществах, о температуре и её измерении используются при изучении воздуха, воды и других компонентов природы. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между неживой природой и живой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т.д.), а также между природой и человеком. Затем изучается тема «Будем беречь здоровье»
, нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Изучаются такие темы, как «Наша безопасность»
, «Экономика».
В 4 классе
курс открывается темой «Мы – жители земли»
. Учащиеся получают общие представления о Земле – её форме, размерах, вращении вокруг своей оси и т.д., о материках и океанах. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможных путях их решения. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережём природу России», «Сохраним природу своего края»
. Дети знакомятся с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. Изучается поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство.
Содержание программы предоставляет широкие возможности для разработки и выполнения учебного проекта, т.к. каждый из разделов содержит очень увлекательный и полезный материал, по которому могут быть подобраны интересные факты.
В приведённой ниже таблице мы предлагаем вам несколько вариантов тематики учебных проектов, которые могут быть разработаны по содержанию данной программы.
Раздел программы. |
Творческое название проекта. |
«Природа» (2 класс) «Сохраним удивительный мир растений и животных» (3 класс) «Природные зоны» (2 класс) «Сбережём природу России» (4 класс) «Природа и мы» (3 класс) |
«Здравствуй, осень золотая!», «Пришла весна – красна!», «В гости к зиме» (сезонные изменения в природе). «Невидимые нити» (об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком). «Что где растёт, кто где живёт…» (о приспособленности организмов к условиям жизни). «Будь природе другом!», «Защитим воздух и воду от загрязнения!», «Что такое хорошо, что такое плохо?» (о факторах, угрожающих живой природе, о правилах поведения в природе, направленных на её сбережение). |
«Жизнь города и села» (2 класс) |
«Все профессии важны!» (о профессиях людей, работающих на производстве, в области культуры, науки, образования, медицины, о значимости и необходимости их труда). «Труд – человека кормит!» |
«Общение» (2 класс) |
«Мои друзья – взрослые и дети» (об отношениях к старшим, сверстникам, малышам, к себе) |
«Наша безопасность» (3 класс) «Будем беречь здоровье» |
«Береги жизнь смолоду!» (о правилах безопасного поведения в квартире, на улице, в природе). «Курить – здоровью вредить!», «Если хочешь быть здоров, закаляйся» |
«Мы – жители Земли» (4 класс) |
«Мы – дети галактики!» (о Земле, солнечной системе, материках, океанах). |
Прочие статьи:
История возникновения понятия "наглядность". Сущность понятия
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А. Коменский в XVII в Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашел средство, облегчающее ребенку изучение книжного материала. "Мир чувственно - воспринимаемых вещей в картинках" ...
Результативность опыта
Принимая во внимание изложенные выше принципы и методические рекомендации по построению развивающей среды, примерный региональный стандарт дошкольного образования, а также учитывая компоненты гендерной социализации детей дошкольного возраста, мы попытались разработать карту анализа предметно ̴ ...
Цель, задачи экспериментального исследования
На основании анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы, целью экспериментального исследования является изучение особенностей письма у младших школьников.
Экспериментальные задачи:
1. Подбор диагностических методик.
2. Установление критериев оценки выполнения заданий ...