Итак, игровая деятельность, организованная в специальное внеурочное время, и игровые моменты урока дают ребенку ощущение свободы при выборе игры и возможность разрядки от нормативного дисциплинарного напряжения во время урока.
Игры с правилами дают ребенку возможность войти психологически в мир сложной зависимости правил, обязанностей и прав. Любое правило заключает в себе взаимную связь прав и обязанностей. Конечно, ребенок еще не может сформулировать тезиса о том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» ,однако через правила учения с помощью учителя он в наглядной форме осваивает социально значимую истину.
Совместные игры и учения детей создают условия для развития таких значимых социальных качеств, как способность реализации потребности в общении для всеобщей пользы и удовольствия. Умение встать в отношение зависимости и руководства со сверстниками. Умение оказать реальную и эмоциональную помощь. Способность к индивидуальной дружбе и коллективизму, способность к сопереживанию – сочувствию и сорадости.
Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд психолого– педагогических возможностях, которые могут быть использованы на уроках истории.
Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие, выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое – на пространственно- синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный – левополушарный; с доминированием интуиции – правополушарный. Существует мнение, что школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному.
Подростковый возраст характеризуется психологами как «переломный» период в развитии личности, отличающийся трудностью учения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и в том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. (Эмоциональность игры – очень важная ее особенность, которая делает ее успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков).
Прочие статьи:
Организация учебного проекта с использованием информационных и
коммуникационных технологий в 3 классе
После того, как мы выявили уровень умений учащихся в области владения компьютером, нами было разработано содержание работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Цель формирующего эксперимента: апробировать систему уроков по работе над учебным проектом ...
Военно-патриотическое воспитание: сущность, содержание, система
Высокий патриотизм считается важнейшим источником стойкости морального духа. Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Это определение указывает на историческое развитие социального содержания патриотизма, опровергает идеалистичес ...
Характеристика методов и выборки исследования
Основным методом исследования является опрос – анкетирование.
Опрос – метод сбора первичной информации основан на непосредственном или опосредованном взаимодействии социолога с респондентом. Социологический опрос направлен на получение информации о массовых процессах, которые описываются статисти ...