каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет - шов, пояс, шарф и т.д., то она оценивается 1 баллом.
Тест - опросник Г. Девиса. Данная методика направлена на изучение креативности у детей младшего школьного возраста. Основополагающим методом исследования является тестирование. Результаты исследования предназначены для преподавателей, психологов, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования [50]. Текст методики включает в себя 21 вопрос, на который испытуемым требуется дать утвердительный либо отрицательный ответ. Вопросы направлены на изучение личности ребёнка путём исследования его собственного мнения о себе.
Вычисление уровня креативности производится следующим образом: в случае положительных ответов по вопросам 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17,19 и отрицательных ответов по вопросам 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21, начисляется по одному баллу. Если сумма соответствующих ключу ответов равна от 0 до 12 - это низкий показатель уровня креативности, от 13 до 15 средний, а свыше 15 высокий уровень развития креативности.
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это - еще нереализованные возможности. Главная проблема - помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на "великие дела" и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.
Так же использовалась такая методика для исследования креативности, как "Тест идей". Данный тест состоит из 5 вопросов. В Задании 1 от детей требуется описание необычных возможностей работы здорового пенсионера на предприятии. Задание 2: описание необычных способов применения заколки для волос. Задание 3: детям предлагалось ответить на вопрос: "Что случилось бы в мире, если бы все люди стали вегетарианцами?". Задание 4 - придумать как можно больше фраз, слова в которых начинались бы на буквы Б, У, Л, Б. Последним заданием являлось дополнение рисунка. В первом задании оценивается число придуманных идей, во втором задании также оценивается количество идей. В третьем, четвёртом и пятом заданиях оценивается фантазия и разнообразие предложений. Если предложение или рисунок является оригинальным и неповторимым, то ставится два балла. Если же предложения или рисунок банальны и неразнообразны, ставится 1 балл. Если же ребёнок написал нелепые предложения и непонятный рисунок - ставится 0 баллов. Далее следует общий подсчёт по каждому заданию. Сумма баллов составляет от 0 до 7 - это означает низкий уровень развития креативности, от 8 до 15 средний, сумма выше 16 баллов свидетельствует о высоком уровне креативности.
Использование именно этих методик, объясняется тем, что они сделаны в простой и доступной форме, не требуют много времени на их выполнение, а также помогают достичь поставленной цели.
После формирования выборки исследования, в которую вошли учащиеся третьих классов общеобразовательной средней школы № 24, было проведено диагностическое обследования, результаты которого использовались для проверки выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования. Данные по методике Э.П. Торренса занесены в таблицы 2 и 2.1 Полученные результаты использовались для сравнительного анализа между группами.
Таблица 2
Данные по методике Э.П. Торренса в ЭГ.
№ |
Беглость мышления |
Оригинальность мышления |
Разработанность ответов |
Гибкость мышления |
1. |
9 высокий |
7 высокий |
6 средний |
6 средний |
2. |
6 средний |
3 низкий |
4 средний |
5 средний |
3. |
5 средний |
3 низкий |
4 средний |
4 средний |
4. |
5 средний |
1 низкий |
3 низкий |
4 средний |
5. |
8 высокий |
5 средний |
4 средний |
7 высокий |
6. |
5 средний |
4 средний |
5 средний |
6 средний |
7. |
8 высокий |
4 средний |
3 низкий |
5 средний |
8. |
5 средний |
4 средний |
5 средний |
3 низкий |
9. |
5 средний |
3 низкий |
4 средний |
3 низкий |
10. |
5 средний |
2 низкий |
2 низкий |
4 средний |
11. |
4 средний |
4 средний |
5 средний |
4 средний |
12. |
5 средний |
7 высокий |
6 средний |
5 средний |
13. |
5 средний |
5 средний |
4 средний |
7 высокий |
14. |
4 средний |
4 средний |
3 низкий |
3 низкий |
15 |
6 средний |
3 низкий |
4 средний |
4 средний |
Прочие статьи:
Психологические особенности дошкольного образования
Еще в раннем возрасте возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к современной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.
В дошкольном возрасте игра становится ве ...
Физиологические изменения
Одним из критических, сложных периодов в жизни человека является подростковый возраст.
До настоящего времени нет единой точки зрения о границах этого возраста.
Общепринято условно разграничить ранний подростковый возраст (13-15 лет), поздний юношеский (16-18 лет) возраст.
Факторами развития под ...
Анализ понятий: педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка
Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соедини ...