Креативность как категория мышления детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

Новая педагогика » Развитие креативности школьников в процессе обучения » Креативность как категория мышления детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

Страница 4

Некоторые определения креативности были сформулированы в терминах продукта, результата деятельности; другие - в терминах процесса, личностных свойств или необходимых внешних условий. Одни авторы подчеркивают, что термин "креативный" применим только к редко встречающимся специальным видам способностей, в то время как другие считают, что этот термин подразумевает общую креативную способность, которой в определенной степени обладают все здоровые индивиды.

Креативность часто рассматривают как нечто противоположное обыденности, предполагающее нестандартные подходы в отличие от общепринятых. Спирмен считал, что это - "сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей". Симпсон определял креативность как "способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления". Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или для общества).

Креативность означает создание нового, необычного и неожиданного продукта как решение благодаря инсайту и сенситивности воспринятой или заданной проблемы, значение которой сенситивно воспринимается.

Психологи, при характеристике креативности, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. В педагогике же под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

В ряде исследований креативность связывают с интеллектом (Ж. Пиаже, В. Штерн). Существует как минимум три основных подхода к отношению интеллекта и креативности. Представители первого подхода утверждают, что как таковой креативности нет. Приверженцами этого подхода являются А. Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О.Б. Богоявленская и др. К числу основных черт творческой личности они относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях.

Следующий подход предполагает характеристику креативности как творческой способности, которая является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я.А. Пономарев). Между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция, т.е. связь.

Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и уровня творческих способностей. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, А. Термен и др.).

Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

Оригинальность - необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне Семантическая гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

Образная адаптивная гибкость - способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Динамика простудных заболеваний детей в период пребывания в детском саду детей дошкольного возраста
Неуклонный рост заболеваемости детей дошкольного возраста говорит о необходимости использования профилактических мер в дошкольных образовательных учреждениях. Решение этого вопроса невозможно без соответственных исследований, а в частности, анализа динамики заболеваемости детей. Поэтому в ходе про ...

Соотношение понятий: метод, прием, средство, форма
Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Следует отметить, что поскольку социальная педагогика – молодая отрасль педагогической науки и соци ...

Эмоциональный барьер при общении с младшими школьниками с ЗПР и работа по его снижению
«Эмоциональный барьер» возникает как в общении, так и в индивидуальном действии ребёнка. Под эмоциональным барьером мы понимаем ситуацию, когда человек не может реально совершать эффективные действия: он либо находится в состоянии переживания, либо совершает ряд действий, основание которых эмоция ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru