Разработка урока МХК как взаимодействия – сотрудничества и его анализ

Новая педагогика » Педагогическое взаимодействие "учитель-ученик" на уроках мировой художественной культуры » Разработка урока МХК как взаимодействия – сотрудничества и его анализ

Страница 2

Учащиеся соотносят свое представление с научным понятием пейзажа, делают выводы, фиксируют в тетради основные особенности этого жанра.

Ученики дают свое определение портрета. Портрет – изображение человека или группы людей.

Учитель рассказывает про развитие портрета и его виды. Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей. До 18 в. в России развивалась иконопись. В начале 18 в. появились так называемые первые портреты – парсуны (писались методом иконы: плоскостное изображение, вытянутые пропорции). Затем в Петровское время (середина 18 в.) начал развиваться портрет.

Выделяются два основных вида портрета: 1) парадный и 2) камерный. Парадный портрет предполагает показ человека в полный рост, с поколенным срезом и на коне. Изображал царствующих особ и знатных людей. Театральность позы, нарядность костюма. Композицию сопровождает изображение колонн, элементов архитектуры, скульптуры, драпировки (пример: Айвазовский «Автопортрет»).

Для камерного портрета используется поясное, погрудное, поплечное изображение. Руки изображались частично. Фон нейтральный, аксессуары скромные. Портрет индивидуальный, тонко характеризует духовную суть модели (пример: творчество Рокотова, «Портрет Струйской»).

Обобщаем особенности жанра через сопоставление житейского и научного представления

Ученики дают свое определение натюрморта. Натюрморт – изображения разных предметов и продуктов.

Учитель характеризует этот жанр станковой живописи. Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. Натюрморт возникает и получает развитие в Голландии в 17 века. Он поражает богатством тем: предметы обихода, труда, творчества, цветы и фрукты, битая дичь, выловленная рыба, скромные завтраки, роскошные десерты, книги и другие предметы науки (пример: Ян Фут «Натюрморт с фруктами и кроликом»).

Учащиеся приводят свои примеры картин и совместно определяют научную трактовку жанра.

III. Закрепление материала.

Мы рассмотрели жанры станковой живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, их особенности. Учитель предлагает ребятам иллюстрации, а они доказательно и аргументировано определяют жанр станковой живописи.

IV. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы вместе изучаем станковую живопись. Какую особенность станковой живописи мы открыли сегодня? Ученики: Мы определили особенности жанров станковой живописи, среди которых пейзаж, портрет, натюрморт. Выявляем основные признаки каждого жанра.

V. Домашнее задание.

Нарисовать или подобрать репродукции пейзажа, портрета, натюрморта (1 пример) и сформулировать задание, вопросы для одноклассников по теме обсуждения.

Анализ урока.

Цели урока были достигнуты, главная из которых – реализация взаимодействия – сотрудничества. Взаимодействие – сотрудничество было достигнуто за счет того, что ученики актуализировали свои накопленные знания и применили их на уроке. Учащиеся разбились на пары, дали свои характеристики определениям пейзажа, портрета и натюрморта. Затем высказали и обсудили свои характеристики, всем классом нашли общие описания определений и из них сформулировали общие определения жанрам станковой живописи. Благодаря такому взаимодействию на уроке ученики высказали свое собственное мнение, обменялись информацией, научились прислушиваться друг к другу и понимать друг друга; между учителем и учениками, таким образом, сложился диалог в педагогическом процессе.

Вывод: такая форма работы как взаимодействие – сотрудничество позволит детям: а) иметь свое личное мнение; б) умение работать в паре, в группе; в) сотрудничать со всеми и с учителем; г) умение понимать друг друга; д) осуществить взаимодействие ученик-учитель, ученик-ученик, ученик-текст культуры, ученик-Я.

Понятие «взаимодействие» в разных науках трактуется неоднозначно. В общем, определение в различных науках схожее: 1) процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; 2) взаимодействие делится на групповое и межличностное; 3) выделяется три основных вида взаимодействия: сотрудничество, конкуренция и конфликт.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Методы нравственного воспитания
Как известно, средство становится эффективным в соче­тании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существует несколько под­ходов к классификации методов воспи­тания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - ...

Специфика учебно-познавательной деятельности в группе продленного дня
Группа продленного дня - форма исторически самая ранняя, но до сих пор она довольно широко распространена. Она бывает двух видов: 1) Одновозрастная группа охватывает школьников двух и более классов из одно параллели. В такой группе, как правило, быстро устанавливаются контакты между детьми. Они р ...

Методы контроля
При проведении контроля очень важным аспектом является выбор метода контроля, так как от этого зависит эффективность проводимого контроля. По словам П.И. Пидкасистого современная дидактика выделяет следующие методы контроля: Методы устного контроля Методы письменного контроля Наблюдение (метод ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru