Основные понятия групповой и фронтальной работы на уроке. Виды групп

Форма работы – это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенной учебной темой.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся - это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все учащиеся выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты.

Группа – это социальная относительно устойчивая совокупность людей, связанная системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Групповая форма организации учебной деятельности на уроке – это вид деятельности на уроке, когда при однородной групповой работе небольшими группами учащиеся выполняют одинаковые задания, а при дифференцированной групповой работе учащиеся выполняют разные задания разнородными группами.

Одним из основных признаков группы, которые отличают ее от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Традиционно выделяют следующие признаки группы:

Осознание участниками своей принадлежности к группе;

Установление определенных отношений между ними;

Внутренняя организация, включающая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов и так далее;

Действие так называемого группового давления, побуждающего участников группы вести себя в соответствии с принятыми в группе ожиданиями;

Наличие изменения во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к данной группе;

Группы различают по способу возникновения, длительности существования, значения для человека и ряду других оснований.

Группы бывают:

Условные

Реальные

Реальные группы делятся на устойчивые и ситуативные, организованные и стихийны, контактные и неконтактные. Различают группы на официально и формально организованные, а также неформальные. По количеству членов выделяют большие и малые группы.

Рассмотрим подробнее группу состоящую из 2-3 участников. Для большинства таких групп характерно наличие постоянной общей цели, для достижения которой происходит разделение ролей между членами группы в соответствии с их склонностями. Главный фактор объединения в группу - совместная деятельность. Возрастная поэтапная смена и характера общения происходит как переход развивающейся личности в новую социальную микросреду, которая всякий раз представляет собой новую группу. На каждом возрастном этапе человек оказывается в группе, новой по составу и размерам, по характеру и динамике взаимоотношений. В связи с этим особую взаимосвязь приобретает проблема адаптации к новым социальным условиям усвоения групповых требований и норм.

Как мы видим, групповая работа имеет существенные отличия от фронтальной работы, но, несмотря на это они взаимосвязаны. Как фронтальная работа, так и групповая могут сменять друга в ходе урока.


Прочие статьи:

Условия и принципы, учет которых необходим при построении развивающей среды в ДОУ
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под редакцией В.А.Петровского, о которой мы уже упоминали в нашей работе. Здесь применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения пред ...

Родовое древо
Возникновение потребности ребёнка в общении с членами семьи - важнейшее условие его психического развития. Появилась идея создания родового древа семьи каждого ребёнка. Можно спросить у детей, как их называют в семье, как они называют маму, бабушку, папу, дедушку, других членов семьи. Предложить ...

Рекомендации для педагогов с целью уменьшения трудностей при решении задач младшими школьниками
Обучение решению задач – сложная методическая проблема – вызывает вопросы не только у учителей начальной школы, но и у предметников, которые работают в старших классах. За последние 15-20 лет методические подходы к вопросу о последовательности изучения арифметических действий и обучения младших ш ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru