Форма работы – это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенной учебной темой.
Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся - это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все учащиеся выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты.
Группа – это социальная относительно устойчивая совокупность людей, связанная системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.
Групповая форма организации учебной деятельности на уроке – это вид деятельности на уроке, когда при однородной групповой работе небольшими группами учащиеся выполняют одинаковые задания, а при дифференцированной групповой работе учащиеся выполняют разные задания разнородными группами.
Одним из основных признаков группы, которые отличают ее от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Традиционно выделяют следующие признаки группы:
Осознание участниками своей принадлежности к группе;
Установление определенных отношений между ними;
Внутренняя организация, включающая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов и так далее;
Действие так называемого группового давления, побуждающего участников группы вести себя в соответствии с принятыми в группе ожиданиями;
Наличие изменения во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к данной группе;
Группы различают по способу возникновения, длительности существования, значения для человека и ряду других оснований.
Группы бывают:
Условные
Реальные
Реальные группы делятся на устойчивые и ситуативные, организованные и стихийны, контактные и неконтактные. Различают группы на официально и формально организованные, а также неформальные. По количеству членов выделяют большие и малые группы.
Рассмотрим подробнее группу состоящую из 2-3 участников. Для большинства таких групп характерно наличие постоянной общей цели, для достижения которой происходит разделение ролей между членами группы в соответствии с их склонностями. Главный фактор объединения в группу - совместная деятельность. Возрастная поэтапная смена и характера общения происходит как переход развивающейся личности в новую социальную микросреду, которая всякий раз представляет собой новую группу. На каждом возрастном этапе человек оказывается в группе, новой по составу и размерам, по характеру и динамике взаимоотношений. В связи с этим особую взаимосвязь приобретает проблема адаптации к новым социальным условиям усвоения групповых требований и норм.
Как мы видим, групповая работа имеет существенные отличия от фронтальной работы, но, несмотря на это они взаимосвязаны. Как фронтальная работа, так и групповая могут сменять друга в ходе урока.
Прочие статьи:
Этапы развития личности
Процесс развития личности подчинен психологическим закономерностям, которые воспроизводятся относительно независимо от особенностей той группы, в которой он протекает: в начальных классах школы, и в новой компании, и в производственной бригаде, и в воинском подразделении, и в спортивной команде. О ...
Понятие и разновидности девиации
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социа ...
Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной
педагогике
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точность ...