Формирование морально-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того как, будет воспитан дошкольник в морально-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
К шести годам происходит оформление основных элементов морально-волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты морально-волевого действия еще недостаточно развиты. Так выделяемые цели не всегда достаточно осознаны и устойчивы; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения .
К шести годам ребенок "мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл и становится поступком В дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников.
Недооценка важности воспитания морально-волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, эгоизма.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка морально-волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Родителей волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают значения.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т.е. самооценка, формируются у ребёнка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для детей является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребёнка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.
Морально-волевая подготовка детей к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования морально-волевых качеств личности. М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин придерживаются мнения, что наверстать упущенное в сенситивный период в более позднем возрасте трудно, но возможно.
Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня морально-волевой готовности в разных видах деятельности: в игре, в познании, в обучении, в труде и т.д.
Морально-волевые качества, высокая степень которых характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Формирование и объективная оценка требуемого уровня морально-волевой подготовки невозможны без активного участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной подготовки и возможных трудностях в начале школьного обучения.
Морально-волевая подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для детей видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.
Прочие статьи:
Формы и методы работы с мальчиками-подростками
Потребность мальчиков-подростков в благоприятном доверительном общении с взрослыми, сверстниками зачастую не реализуется. Это может привести к формированию повышенной тревожности, к неуверенности к себе и, как следствие, к конфликтности, агрессивности и сложностям в личностном развитии.
Чтобы это ...
Значимость изучения темы дисциплины в
процессе подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования.
Место темы в учебной программе
Дисциплина «Ревизия и контроль» - одна из профилирующих дисциплин для учащихся специальности 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» и является завершающей при изучении специальных дисциплин «Бухгалтерский учет», «Налогообложение», «Статистика», «Экономика предприятия», «Анализ хозяйств ...
Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе
В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников следует опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Однако надо учитывать, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются ...