Начало обучения шестилетних детей, и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически "дошкольными" способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его .
Это противоречие распространяется и на другие сферы личности. В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку. Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и стремится к ней.
Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность. Во-первых, к усвоению морально- психологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Сензитивность этого периода очень четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если педагог упустит этот момент, запоздает с обучением грамоте, то в дальнейшем ее усвоение будет проходить с большими трудностями .
Исходя из вышесказанного, становится понятным, что целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей.
Психолого-педагогические возрастные свойства личности – это устойчивые свойства индивидуального способа отражения действительности и регуляции поведения, присущие данному конкретному человеку. Каждому человеку присущи физические и психические свойства (качества). Физические свойства легче наблюдать и измерять: это рост, вес, мускульная сила, объем легких и т. п. Психические свойства проявляются только косвенно — в поведении, в поступках человека, в его отношении к вещам и людям.
Психика — функция головного мозга. Человек регулирует свое поведение на основе психических образов окружающей действительности. Психический образ не является точной копией действительности: важные детали окружающей обстановки представлены в психическом образе очень четко, несущественные — размыто или вообще отсутствуют.
За качество психического образа отвечают познавательные психологические свойства личности (их называют еще психическими функциями): это восприятие, внимание, память, воображение, мышление. За качество решений, которые человек принимает на основе образа, отвечают морально-морально-волевые психологические свойства личности (качества характера). Ошибочно думать, что высокий уровень развития познавательных свойств однозначно предопределяет высокий уровень способностей человека. Для развития способностей необходимо сформировать у детей соответствующие морально-морально-волевые качества: волю, целеустремленность, упорство, решительность (морально-волевые качества); добросовестность, честность, коллективизм, доброту (моральные качества, необходимые для всякой совместной деятельности).
Распространенным заблуждением является представление о том, что психологические свойства личности формируются главным образом в школе. Наоборот, само школьное обучение, как правило, требует развития у детей определенных психических свойств, опирается на эти уже развитые свойства: мышление, внимание и память, на определенные морально-морально-волевые качества (усидчивость, исполнительность, добросовестность и т. п.). Основа практически всех психологических свойств личности закладывается в процессе семейного воспитания в дошкольном возрасте — в период наиболее бурного развития психики детей. Большинство этих свойств во многом развивается стихийно — по мере накопления ребенком жизненного опыта н овладения конкретными навыками общения и бытового самообслуживания. Но можно целенаправленно стимулировать развитие определенных психических свойств. Наиболее эффективный метод — целенаправленный подбор игровых упражнений. В игре у дошкольника можно развить и внимание, и логическую память (за счет запоминания ключевых слов), и логическое мышление (простейшие приемы логического вывода), и конструктивное мышление (способность к планированию своих действий во времени н пространстве), и морально-морально-волевое соподчинение мотивов (низшего мотива эгоистического удовольствия высшему мотиву верности коллективу, например).
Прочие статьи:
Влияние игрушки на
развитие ребенка
Ведущими же атрибутами детских игр являются игрушки различного вида, которые оказывают на него разноплановое, как позитивное, так и негативное, влияние.
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой ...
Определение понятия "дошкольное образование"
Этот термин распространен во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. По словам представителя Министерства образования и науки И.Реморенко, "нашим традициям ближе понятие образование детей старшего дошкольного возраста".
В основном дошкольная подготовка осуществ ...
Психические функции и формирование ориентации на слово
Речь – это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляторные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Разливают речь сенсорную - понимание того, что говорят другие, и моторную - произнесение звуков речи самим человеком. ...