Определены показатели самореализации испытуемых в сфере учебной деятельности. Все группы испытуемых оценивают успешность своей учебной деятельности как среднюю: у 9-класников – 5,37 ± 0,68 балла; у 10-класников – 5,39 ± 0,73 балла; у 11-класников – 5,24 ± 0,59 (оценивание производилось по 10-балльной шкале). Достоверных значимых различий между показателями успешности деятельности служащих, студентов и рабочих не выявлено.
Выявлено, что у 11-класников в наименьшей степени (по сравнению с другими группами испытуемых) реализованы жизненные ценности. Среди 10 и 11-класников в наибольшей степени реализованы ценности «общение», «любовь» и «увлечения». У 9-класников – привлекательности, общения и ярких впечатлений от жизни. Выявлено, что у 9-класников эти ценности реализованы в большей степени, нежели у 11-класников (относительно «привлекательности» t = 3,59; Р = 0,0005; «ярких впечатлений» – t = 2,28; Р = 0,0025). У 10-класников, в отличие от 11-класников, в большей степени реализованы ценности общения (t = 2,46; Р = 0,016), привлекательности (t = 2,72; Р = 0,008) и любви (t = 2,42; Р = 0,02).
Наибольшую удовлетворенность жизнью в целом испытывают 10-класники – 4,0 ± 0,82 балла; 11-класники – 3,87 ± 0,73 балла; 9-класники – 3,83 ± 0,79 балла. Тем не менее, достоверные значимые различия между средними значениями удовлетворенности жизнью различных групп отсутствуют.
Демографические, социальные и психологические факторы отношения к физической рекреации и самореализации. Пол и возраст для старших школьников являются факторами физической рекреационной активности и потребности в занятиях физической рекреацией. Так, мальчики проявляют большую физическую активность, нежели девочки.
Психологические характеристики испытуемых связаны с показателями отношения к физической рекреации.
Так, направленность на себя связана с занятиями зарядкой (r = 0,43; р ≤ 0,001), легкой атлетикой (r = 0,36; р ≤ 0,001) и шейпингом (r = 0,35; р ≤ 0,01). Респонденты с преобладающей направленностью на себя выше оценивают значимость такого мотива занятий физической рекреационной деятельностью как совершенствование (r = 0,44; р ≤ 0,001).
Выявлена связь между ценностными ориентациями и активностью в различных видах физической рекреации. Высокая значимость ценности «власть и влияние» связана с занятиями единоборствами – боксом, борьбой (r = 0,39; р ≤ 0,001); ценность «здоровье» – лыжными прогулками (r = 0,35; р ≤ 0,01) и спортивными играми (r = 0,34; р ≤ 0,01); ценность «материальный успех» – с занятиями единоборствами (r = 0,48; р ≤ 0,001), атлетической гимнастикой (r = 0,48; р ≤ 0,001) и нетрадиционными видами спорта – боулингом, бильярдом (r = 0,40; р ≤ 0,001). «Межличностные контакты и общение» – с лыжными прогулками (r = 0,38; р ≤ 0,001) и занятиями атлетической гимнастикой (r = 0,37; р ≤ 0,001). «Яркие впечатления от жизни» связаны с активностью средствами спортивных игр (r = 0,32; р ≤ 0,01), атлетической гимнастики (r = 0,32; р ≤ 0,01) и нетрадиционных видов спорта – бильярда, боулинга (r = 0,35; р ≤ 0,01).
Обнаружены связи между самооценкой и занятиями различными видами физической рекреации. Респонденты с высокими показателями самооценки внешней привлекательности предпочитают занятия спортивными играми (r = 0,39; р ≤ 0,001), шейпингом (r = 0,38; р ≤0,001), единоборствами – боксом, борьбой (r = 0,46; р ≤ 0,001), катанием на коньках (r = 0,32; р ≤ 0,01). Высокая самооценка жизненной активности связана с физической рекреационной активностью в сфере спортивных игр (r = 0,59; р ≤ 0,001), единоборств – бокса, борьбы (r = 0,45; р ≤ 0,001) и шейпинга (r = 0,35; р ≤ 0,01). Высокие значения самооценки волевых качеств связаны с активностью в области шейпинга (r = 0,41; р ≤ 0,001) и атлетической гимнастики (r = 0,40; р ≤ 0,001).
Прочие статьи:
Комплекс требований к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обученияобучения
Конец XX века характеризуется переходом от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Это, в свою очередь, способствует расширению связей, усилению процессов глобализации, интеграции, информатизации.
В этой связи появляются новые требования к системе и качеству образования. ...
Обучение устной речи – главный предмет сурдопедагогики
Обучение речи является главным объектом педагогического поиска в Германии со времени начала школьного образования глухих. Под влиянием стремления найти наиболее «правильный» метод для решения трудной задачи адекватного овладения глухим ребенком словесной речью возникали все новые методы на основе ...
Метод проекта на уроках естествознания в начальной школе
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи ...