Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Новая педагогика » Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников » Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Страница 9

3 балла - речь на вдохе, объем речевого дыхания ограничен;

2 балла - речь на вдохе, но ослаблен речевой выдох;

1 балл – речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации;;

0 баллов – не справляется с заданием.

Обследование темпо-ритмической организации речи

У обследуемых нами групп детей оценивалась скорость произнесения отдельных слов или фраз – выделялось три вида темпа: быстрый, нормальный, медленный. Также выявлялась способность ускорять или замедлять темп речи. В качестве материала были использованы предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры.

Ребенку предлагалось повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы. Скорость не должна мешать разборчивости слов. Детям предлагали произнести три фразы:

Инструкция №1: «Послушай фразу, запомни и повтори за логопедом».

Мальчик читает книгу. Утром звонко поют птицы. Бабушка вяжет внуку теплые носки.

Иструкция №2: «Ответь на вопросы».

Что делает мальчик? Когда поют птицы? Кому вяжут носки?

Для обследования ритма детям предлагалось прохлопать, руками с проговариванием, после показа, ритмические рисунки следующих знакомых песен:

1. «Андрей - воробей».

2. «Петушок».

Задание оценивалось по следующей балльной шкале:

4 балла - темп норма, повторил верно;

3 балла - незначительное отклонение от нормы, убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток,

2 балла - убыстренный темп, замедленный темп; темп изменяет незначительно;

1 балл - из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передачи слоговой структуры слов; темп не может изменять, не управляет темпом;

0 баллов - задание не выполняется

Обследование восприятия и воспроизведения интонации

Обследование восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций. Это разнообразие достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса. Интонация придает речи эмоциональную окраску, помогать выразить чувства.

Материалом для исследования служили предложения, произносимые с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

Предлагалось послушать предложения, которые произносились с различной интонацией, и определить:

- где звучит вопрос, просьба;

- где предложение произносится спокойным ровным голосом;

- где звучит радость и восклицание в предложении.

Речевой материал:

1) Я пишу письмо другу. На улице холодно. Оля идет в парк.

2) Ты любишь играть в снежки? Кто будет убирать комнату? Ты играешь в прятки?

3) На улице идет снег! Ах, какая красивая картина! Ой, как жарко!

Предлагались задания на дифференциацию интонации в предложении, в стихах.

Предлагалось задание, где интонационные типы предложений давались в произвольном порядке. В задании предлагалось сравнить значение двух одинаковых предложений, произнесенных с разной интонацией. Предложения необходимо было отличить друг от друга, выделяя заданную интонацию.

Речевой материал:

1. На улице холодно. На улице холодно?

2. Наступила зима? Наступила зима!

3. Завтра будет праздник! Завтра будет праздник.

Речевой материал:

Кто умеет утром сам просыпаться по часам?

Я умею по часам просыпаться утром сам.

Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?

Я умею на кроватке простыню расправить гладко.

Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?

Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.

Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею.

Задание оценивалось по следующей бальной шкале:

Определяли умение воспроизводить интонацию по образцу экспериментатора.

Для обследования использовали образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержание.

Ребенку предлагалось прослушать и повторить фразу с той же интонацией, как логопед.

Речевой материал:

Солнце светит. Солнце светит? Солнце светит!

Сверкает молния. Сверкает молния? Сверкает молния!

Я пойду в гости! Я пойду в гости. Я пойду в гости?

Обследовали воспроизведение отраженно за логопедом фраз с противоположными типами интонации.

Предлагалось ответить на поставленный вопрос логопеда той же фразой, но с другой интонацией.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Трудности овладения грамматической стороной речи у школьников на среднем этапе обучения английскому языку
Грамматический навык, как и любой другой, формируется поэтапно. Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова выделяют следующие стадии формирования грамматического навыка: Восприятие (происходит презентация грамматического явления в речи учителя) Имитация (тренировка грамматических явлений в упраж ...

Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития
К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интелле ...

Обзор литературы и состояние данного вопроса в специальной литературе
Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более 100 лет. Однако до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными. В России создана развернутая сеть специальных учреждений дошкольного и школьного типа, которые обеспечивают условия, необх ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru