3 балла - речь на вдохе, объем речевого дыхания ограничен;
2 балла - речь на вдохе, но ослаблен речевой выдох;
1 балл – речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации;;
0 баллов – не справляется с заданием.
Обследование темпо-ритмической организации речи
У обследуемых нами групп детей оценивалась скорость произнесения отдельных слов или фраз – выделялось три вида темпа: быстрый, нормальный, медленный. Также выявлялась способность ускорять или замедлять темп речи. В качестве материала были использованы предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры.
Ребенку предлагалось повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы. Скорость не должна мешать разборчивости слов. Детям предлагали произнести три фразы:
Инструкция №1: «Послушай фразу, запомни и повтори за логопедом».
Мальчик читает книгу. Утром звонко поют птицы. Бабушка вяжет внуку теплые носки.
Иструкция №2: «Ответь на вопросы».
Что делает мальчик? Когда поют птицы? Кому вяжут носки?
Для обследования ритма детям предлагалось прохлопать, руками с проговариванием, после показа, ритмические рисунки следующих знакомых песен:
1. «Андрей - воробей».
2. «Петушок».
Задание оценивалось по следующей балльной шкале:
4 балла - темп норма, повторил верно;
3 балла - незначительное отклонение от нормы, убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток,
2 балла - убыстренный темп, замедленный темп; темп изменяет незначительно;
1 балл - из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передачи слоговой структуры слов; темп не может изменять, не управляет темпом;
0 баллов - задание не выполняется
Обследование восприятия и воспроизведения интонации
Обследование восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций. Это разнообразие достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса. Интонация придает речи эмоциональную окраску, помогать выразить чувства.
Материалом для исследования служили предложения, произносимые с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.
Предлагалось послушать предложения, которые произносились с различной интонацией, и определить:
- где звучит вопрос, просьба;
- где предложение произносится спокойным ровным голосом;
- где звучит радость и восклицание в предложении.
Речевой материал:
1) Я пишу письмо другу. На улице холодно. Оля идет в парк.
2) Ты любишь играть в снежки? Кто будет убирать комнату? Ты играешь в прятки?
3) На улице идет снег! Ах, какая красивая картина! Ой, как жарко!
Предлагались задания на дифференциацию интонации в предложении, в стихах.
Предлагалось задание, где интонационные типы предложений давались в произвольном порядке. В задании предлагалось сравнить значение двух одинаковых предложений, произнесенных с разной интонацией. Предложения необходимо было отличить друг от друга, выделяя заданную интонацию.
Речевой материал:
1. На улице холодно. На улице холодно?
2. Наступила зима? Наступила зима!
3. Завтра будет праздник! Завтра будет праздник.
Речевой материал:
Кто умеет утром сам просыпаться по часам?
Я умею по часам просыпаться утром сам.
Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?
Я умею на кроватке простыню расправить гладко.
Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?
Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.
Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею.
Задание оценивалось по следующей бальной шкале:
Определяли умение воспроизводить интонацию по образцу экспериментатора.
Для обследования использовали образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержание.
Ребенку предлагалось прослушать и повторить фразу с той же интонацией, как логопед.
Речевой материал:
Солнце светит. Солнце светит? Солнце светит!
Сверкает молния. Сверкает молния? Сверкает молния!
Я пойду в гости! Я пойду в гости. Я пойду в гости?
Обследовали воспроизведение отраженно за логопедом фраз с противоположными типами интонации.
Предлагалось ответить на поставленный вопрос логопеда той же фразой, но с другой интонацией.
Прочие статьи:
Понятие процессов социализации и воспитания
Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого челове ...
Интегральная характеристика психологии ребёнка
младшего школьного возраста
Чтобы понять специфику мотивов в каждом школьном возрасте, надо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Учитель в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности учащихся, но нередко сталкивается с трудностью определения преемственности школьных возрастов, например, п ...
Контроль и обратная связь: аспекты интеграции
Научная организация контроля является важнейшим условием эффективного управления процессом обучения иностранному языку. Специфика контролирующей деятельности заключается в том, что, взятая отдельно, она не формирует знания, умения, навыки, а дает необходимую для организации обучения «обратную инфо ...