Обследование лексического развития позволяло получить представление об объеме словарного запаса и его качественных особенностях (понимание и употребление ребенком в активном словаре знаменательных частей речи). 1.Предметный словарь:
а) объяснение значения слов;
б) показ и называние частей предметов;
в) уровень обобщений;
2.Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным:
б) подбор антонимов;
в) образование прилагательных от имен существительных;
г) образование притяжательных прилагательных.
3. Глагольный словарь:
а) кто что делает;
б) кто какой голос подает? И т.п.
В результате обследования грамматического строя речи выявлялись навыки словообразования и словоизменения:
а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа
б) образование уменьшительно-ласкательной формы
в) префиксальное словообразование
г) согласование прилагательных с существительными
д) согласование существительных с числительными
е) предложно-падежные формы
Обследование связной речи включало: составление рассказа по картинке, по серии картин, пересказ, рассказ из личного опыта ребенка.
Оценку речевого развития проводили согласно классификации, предложенной Т.Б. Филичевой в своей работе «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста».
Обследование речевых особенностей детей с заиканием
В тестировании особенностей речи заикающихся детей рассматривалось своеобразие речевой деятельности: начало общения, объем общения, степень свободы пользования языковыми средствами в соответствии с темой и ситуацией общения, вариабельность проявления заикания в процессе общения (диалогическая речь, монологическая речь на основе ситуативного и внеситуативного содержания: громкая, шепотная, скандированная речь. Рассматривались следующие симптомы заикания:
1) степень судорожного синдрома – тяжелая степень (заикание проявляется в различных речевых ситуациях, в эмоционально значимых ситуациях появляются выраженные сопутствующие движения), средняя (в спокойной ситуации заикание не имеет проявлений, в эмоционально значимой ситуации происходит значительное ухудшение в речи), лёгкая (заикаются в возбуждённом состоянии и при стремлении быстро высказаться, речевые судороги преодолеваются легко)
Степень выраженности заикания исследовалась в следующих речевых формах: спонтанная речь, чтение, пересказ, стихотворная речь, сопряженная речь, отраженная речь, ритмизированная речь, шепотная речь.
Задание №1. Исследование степени заикания в спонтанной речи в непринужденной беседе на темы, интересующие обследуемого: семья, друзья, учеба, работа, увлечения.
Задание №2. Исследование степени заикания при чтении текста.
Инструкция: «Прочти текст».
Задание №3. Исследование степени заикания при пересказе данного текста. Инструкция: «Перескажи прочитанный текст».
Задание №4. Исследование степени заикания в стихотворной речи. Инструкция: «Расскажи любое стихотворение».
Задание №5. Исследование степени заикания в сопряженной речи. Инструкция: «Повтори фразу вместе со мной».
Задание №6. Исследование степени заикания в отраженной речи. Инструкция: «Повтори фразу вслед за мной».
Задание №7. Исследование ритмизированной речи. Инструкция: «Расскажи хорошо известную тебе сказку».
Задание №8. Исследование степени заикания в шепотной речи. Инструкция: «Расскажи шепотом как ты провел эти выходные».
Задание оценивалось следующим образом:
- значение 0 – соответствует отсутствию заикания;
- значение 1 - легкая степень заикания;
- значение 2 – средняя степень заикания;
- значение 3 – тяжелая степень заикания.
2) локализация речевых судорог - артикуляторные (судороги возникают в области губ, языка, мягкого нёба), дыхательные (возникновение судорог происходит в мышцах, связанных с процессом дыхания - мышцах груди, брюшного пресса, диафрагме), голосовые (судорожность наблюдается в голосовом аппарате - гортани, голосовых складках);
3) тип речевых судорог — тонические (короткие толчкообразные или длительные спазматические сокращения), клонические (ритмические, менее напряжённые повторения одних и тех же судорожных движений), смешанные (клоно-тонические или тоно-клонические);
Прочие статьи:
Организация работы в группах продлённого дня
Приём детей:
1. Проверить посещаемость (беседа с учителями).
2. Узнать о самочувствии, поведении, успеваемости детей.
3. Узнать об особенностях домашнего задания.
4. Коррективы в планы (если есть какие-либо изменения).
5. В случае необходимости посещать уроки у учителей.
П. В начале работы: ...
Мышление как психический процесс
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий и затем переходит в мышление. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, то есть с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой «материал» мыслительная деятельность получает т ...
Возможности использования моделирования в обучении
Моделирование в содержании и построении учебной деятельности
В концепции учебной деятельности Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова моделирование включено как учебное действие, которое должно быть сформировано у учащихся. Рассмотрим его содержание в структуре учебной деятельности.
Содержанием учебной деяте ...