Простота освоения сочетается в Scratch с огромным потенциалом. Особенно интересен этот язык для начального уровня изучения программирования. Но программирование — это не только операторы, алгоритмы и структуры данных: это ещё и множество идей, которые для своего усвоения требуют наглядности, пусть и слегка в ущерб академической точности. Получив в распоряжение новые мощные инструменты, многие ученики переходят на совершенно иной уровень, и это влечёт за собой качественные изменения в личности ребенка.
Перед непосредственным углублением в теоретические основы работы в Scratch необходимо создать базу для успешного его освоения. Дать понятие алгоритма, исполнителя, циклического алгоритма, цикла в природе, цикла «Повторить n раз». Провести практические занятия по применению усвоенных знаний.
Погружение в проект.
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Планирование деятельности.
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта.
Планирование деятельности в рамках текущего проекта.
Как работать в команде? Распределение ролей в группе.
Организация рабочего пространства.
Осуществление деятельности по решению проблемы.
Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта;
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
По мере необходимости вводим понятие переменной, списков в Scratch, передачи и приема информации объектами.
Оформление результатов
Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей.
Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания, планирование). Работа с рабочими листами «портфолио проекта».
На данном этапе пропедевтика предусматривает работу по программе Горячева и рабочим тетрадям.
Здесь тоже можно с большим успехом применять Scratch. Когда дети получают абсолютно одинаковые инструкции, но к ним в придачу такой инструмент, как Scratch, дающий возможность каждому выразить свою индивидуальность и реализовать собственный подход к решению задачи, получаются весьма интересные результаты.
В тетрадях Горячева, в самом конце, предложены задания-игры на выигрышную стратегию. Игра заключается в том, что два игрока по очереди закрашивают определенное число колец пирамиды (например, не больше двух). Выигрывает тот, кто закрасил последнее кольцо. Эти задания можно предложить ученика реализовывать в Scratch.
Перед этим детям нужно задать на дом выбрать любое из предложенных заданий. А на следующем уроке обсудить стратегии, проверить домашнюю работу и приступить к реализации аналогичных заданий в Scratch. В процессе обсуждения, как создать подобную игру, дети выдвигают идею создания костюмов каждому кольцу пирамиды (незакрашенное, закрашенное 1-м и закрашенное 2-м игроком), установления цветных «фишки» на кольцо или закрашивание колец пирамиды пером. Возможны и другие идеи.
После обсуждения пригласить детей за компьютеры. И дальше каждый ребенок (или группа из двух учеников) создает свой проект самостоятельно. Учитель может только задавать наводящие вопросы, если дети затрудняются.
Само собой, дети знают далеко не все возможности программы. В основном умеют использовать «кирпичики» внешности, и движения. Про переменные некоторые уже знали, некоторых пришлось быстренько научить.
Если дети немного уже знакомы со Scratch, можно с его помощью иллюстрировать некоторые темы учебника-тетради Горячева.
Тетрадь за 4-й класс начинается алгоритмом с ветвлением. Здесь можно воспользоваться Scratch. Дети за лето многое забыли, нужно вспомнить. Scratch помогает создать такую задачу, которую дети будут реализовывать с воодушевлением.
Прочие статьи:
Структура школьного учебника
Текстовый компонент
Основной текст
Дополнительный текст
Пояснительный текст
1.
Вводный
Информационный (учебный)
Заключительный
2.
Описательный
Повествовательный
Объяснительный
Проблемный
Документы
Научно-популярные тексты
Художественные тексты
Постраничный словарь
Пояснения в скоб ...
Система упражнений
Понятие "система" предполагает наличие определенного множества элементов, частей, которые объединены определенным образом. Элементы и части системы имеют определенную функцию. Они характеризуются наличием прочных связей между элементами системы. Эти связи, кроме того, обеспечивают ее уст ...
Методика обучения иностранным языкам
Обучение – это не есть процесс, протекающий сам по себе, но процесс организованный, процесс, подчиненный определенным целям и имеющий определенные положения и программу их реализации. Это значит, что любое обучение зиждется на фундаменте, который образуется соединением в единое целое целей обучени ...