Рекомендации по организации работы младших школьников в программе Scratch

Новая педагогика » Методика по преподаванию раздела "Программирование в среде Scratch" учащимся начальной школы » Рекомендации по организации работы младших школьников в программе Scratch

Страница 1

Простота освоения сочетается в Scratch с огромным потенциалом. Особенно интересен этот язык для начального уровня изучения программирования. Но программирование — это не только операторы, алгоритмы и структуры данных: это ещё и множество идей, которые для своего усвоения требуют наглядности, пусть и слегка в ущерб академической точности. Получив в распоряжение новые мощные инструменты, многие ученики переходят на совершенно иной уровень, и это влечёт за собой качественные изменения в личности ребенка.

Перед непосредственным углублением в теоретические основы работы в Scratch необходимо создать базу для успешного его освоения. Дать понятие алгоритма, исполнителя, циклического алгоритма, цикла в природе, цикла «Повторить n раз». Провести практические занятия по применению усвоенных знаний.

Погружение в проект.

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Планирование деятельности.

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта.

Планирование деятельности в рамках текущего проекта.

Как работать в команде? Распределение ролей в группе.

Организация рабочего пространства.

Осуществление деятельности по решению проблемы.

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта;

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

По мере необходимости вводим понятие переменной, списков в Scratch, передачи и приема информации объектами.

Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей.

Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания, планирование). Работа с рабочими листами «портфолио проекта».

На данном этапе пропедевтика предусматривает работу по программе Горячева и рабочим тетрадям.

Здесь тоже можно с большим успехом применять Scratch. Когда дети получают абсолютно одинаковые инструкции, но к ним в придачу такой инструмент, как Scratch, дающий возможность каждому выразить свою индивидуальность и реализовать собственный подход к решению задачи, получаются весьма интересные результаты.

В тетрадях Горячева, в самом конце, предложены задания-игры на выигрышную стратегию. Игра заключается в том, что два игрока по очереди закрашивают определенное число колец пирамиды (например, не больше двух). Выигрывает тот, кто закрасил последнее кольцо. Эти задания можно предложить ученика реализовывать в Scratch.

Перед этим детям нужно задать на дом выбрать любое из предложенных заданий. А на следующем уроке обсудить стратегии, проверить домашнюю работу и приступить к реализации аналогичных заданий в Scratch. В процессе обсуждения, как создать подобную игру, дети выдвигают идею создания костюмов каждому кольцу пирамиды (незакрашенное, закрашенное 1-м и закрашенное 2-м игроком), установления цветных «фишки» на кольцо или закрашивание колец пирамиды пером. Возможны и другие идеи.

После обсуждения пригласить детей за компьютеры. И дальше каждый ребенок (или группа из двух учеников) создает свой проект самостоятельно. Учитель может только задавать наводящие вопросы, если дети затрудняются.

Само собой, дети знают далеко не все возможности программы. В основном умеют использовать «кирпичики» внешности, и движения. Про переменные некоторые уже знали, некоторых пришлось быстренько научить.

Если дети немного уже знакомы со Scratch, можно с его помощью иллюстрировать некоторые темы учебника-тетради Горячева.

Тетрадь за 4-й класс начинается алгоритмом с ветвлением. Здесь можно воспользоваться Scratch. Дети за лето многое забыли, нужно вспомнить. Scratch помогает создать такую задачу, которую дети будут реализовывать с воодушевлением.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Влияние родного языка при обучении иноязычному произношению
В свете реформ современного языкового образования одним из приоритетных направлений считается обучение произношению. Освоение произносительной стороны английской речи охватывает, во-первых, звуковое оформление, т. е. артикуляцию, во-вторых, интонационное оформление, которое включает мелодию, логи ...

Условия формирования экологической культуры в контексте образовательного процесса
Формирование экологической культуры подрастающего поколения осуществляется в различных социокультурных институтах - дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах и других. Важную роль в формировании экологической культуры может сыграть учебно-производственный комбинат, который я ...

Особенности словообразования существительных у дошкольников с ЗПР
Процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения словообразования. У умственно отсталого ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменени ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru