Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке

Новая педагогика » Использование лепки на уроках изобразительного искусства » Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке

Страница 2

Хотя дети и приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств.

Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы, связанные с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения.

Игра, сказки, интерес к картинкам со временем включаются в занятие лепкой и изготовлением различных поделок. Такие изображения периодично изменяются, совершенствуются не только в зависимости от возраста ребенка, но и от условий, которые помогают или мешают его художественной активности. Поэтому к началу занятий в школе уровень развития разных детей неодинаков, что обязательно надо учитывать учителю.

В школе игра, отзывчивость на сказки и внимание к картинкам, по-прежнему, сопутствуют занятиям детей. Игровая форма организации уроков значительно повышает творческую активность учеников. Сказочные сюжеты сильнее, чем другие, возбуждают их воображение. Произведения скульпторов раскрывают ранее неизвестные им возможности материалов, инструментов и средств изображения.

Лепить дети любят и умеют, и поэтому могут сразу «показать себя». На первых уроках нужно хвалить детей за работу и тем самым показать, что каждый из них замечен, отличен от других, любим и находится под опекой и защитой учителя. Художественные работы младших школьников различаются не столько по содержанию, сколько по качеству. Обычно считают, что эти различия объясняются разными способностями детей. Но способности могут быть уже раскрытыми и развитыми или еще не проявившимися и не сформированными по причинам, от ребенка не зависящим. На первых порах важно, что дети уже мотивированы к художественной деятельности.

Детское художественное творчество (фигурки из пластилина или глины и другие изделия) имеют особую ценность. Для взрослых оно ценно тем, что отражает своеобразие детского отношения к миру. Для самого ребенка – это овеществленное свидетельство его возможностей и достижений, которое можно поставить на полку или повесить на стенку и, показывая другим, говорить, что это он сам сделал. Педагогам и родителям надо относиться к ним с полной серьезностью и постоянным вниманием, потому что так непосредственно и ярко видеть мир мы никогда уже не сможем. Никогда позже люди не проявляют такой художественной талантливости, как в детстве. При внимательном отношении взрослых увлечение лепкой к концу дошкольного возраста перерастает в художественное творчество, в котором может ярко проявиться индивидуальность ребенка.

Ребенок, в отличии от взрослого, ежедневно имеет дело с чем-то ранее ему неизвестным и вынужден искать и находить способы его освоения. Новые и сильные впечатления способны комбинироваться в воображении ребенка с самыми неожиданными сочетаниями, потому что контроль со стороны житейской логики еще очень слаб, и то, что для взрослого совмещать недопустимо, у ребенка может легко объединяться в яркий и оригинальный образ.

Творческим продуктом изобразительной деятельности ребенка можно назвать все художественно ценное, чего он самостоятельно раньше не делал, не видел в книжках, то есть то, что не является чистой репродукцией, а представляет собой плод его воображения.

Любое создание фантазии ребенка строится из элементов, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем шире его чувственный опыт, разнообразнее впечатления и переживания, тем богаче материал, который может комбинировать воображение. Для укрепления связи фантазии с реальностью учителю необходимо всячески расширять чувственный опыт своих учеников и воспитывать способность к его актуализации. Иногда задание-образец для повторения лишает детей выбора содержания своей работы, пагубно отражается на развитии их фантазии, поэтому им нельзя злоупотреблять.

Воображение может создавать и образы, которые в полном смысле нельзя считать только комбинаторными. Они выделяются особой выразительностью, например, тем, как преувеличением или преуменьшением отдельных фигур или их частей, передается их значение в изображаемом событии.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Описание экспериментальных методик
Для исследования развития фонематического анализа и синтеза у младших школьников нами использовалась методика Т.А. Фотековой. Методика 1. Определи место звука в слове. Инструкция: послушай слова и назови: - первый звук в первом слове; -третий звук во втором слове; - последний звук в третьем с ...

Дисграфия: понятие, этиология, симптоматика
Дисграфией называют стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие грубых нарушений зрения или слуха. Дисграфия - это специфическое, избирательное расстр ...

Краткая история возникновения игрушки
Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр. Древние рабов ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru