Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно – оценочного характера, есть общение.
Общение характеризуется, прежде всего, включённостью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.
Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретённый опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У человека, в отличие от животных, представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
У человека, кроме данных от природы способов передачи информации (прямые телесные контакты, через органы чувств), есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио– и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.
По содержанию оно может быть представлено как:
1) материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);
2) кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);
3) когнитивное (обмен знаниями);
4) мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
5) деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По целям:
1) биологическое (для поддержания, сохранения и развития организма; связано с удовлетворением основных органических потребностей);
2) социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида).
По средствам:
1) непосредственное – осуществляется с помощью естественных органов, данных природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.;
2) опосредованное – помимо передаваемой в непосредственном общении информации (вербальной и невербальной) включает технические устройства (телевизор, телефон, компьютер и т.д.) или другие средства (Интернет, картины, театральные постановки, книги), опосредующие это общение;
3) прямое – предполагает личные контакты, т.е. общение в тех случаях, когда видят и непосредственно реагируют на действия друг друга;
4) косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое.
Любой из перечисленных видов общения необходим каждому человеку, чтобы стать полноценной личностью. «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» .
Прочие статьи:
Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике
Создателем первых детских садов был немецкий педагог Фридрих Вильгельм Фребель, сыгравший выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания.
С именем Фребеля связано возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании детей. Его мнение: ребенок – носитель божественной сущ ...
Обоснование немецкого метода С. Гейнике
Самуэлю Гейнике, основателю сурдопедагогики в Германии, обучение глухих людей устной речи обязано своим дальнейшим развитием и обоснованием.
Основополагающий тезис о том, что звуковая речь у глухого связана с речедвигательными ощущениями и может стать для глухого речью с самим собой, т. е. внутре ...
Руководство сюжетно-ролевой игрой
"Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального маст ...