Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно – оценочного характера, есть общение.
Общение характеризуется, прежде всего, включённостью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.
Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретённый опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У человека, в отличие от животных, представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
У человека, кроме данных от природы способов передачи информации (прямые телесные контакты, через органы чувств), есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио– и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.
По содержанию оно может быть представлено как:
1) материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);
2) кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);
3) когнитивное (обмен знаниями);
4) мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
5) деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По целям:
1) биологическое (для поддержания, сохранения и развития организма; связано с удовлетворением основных органических потребностей);
2) социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида).
По средствам:
1) непосредственное – осуществляется с помощью естественных органов, данных природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.;
2) опосредованное – помимо передаваемой в непосредственном общении информации (вербальной и невербальной) включает технические устройства (телевизор, телефон, компьютер и т.д.) или другие средства (Интернет, картины, театральные постановки, книги), опосредующие это общение;
3) прямое – предполагает личные контакты, т.е. общение в тех случаях, когда видят и непосредственно реагируют на действия друг друга;
4) косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое.
Любой из перечисленных видов общения необходим каждому человеку, чтобы стать полноценной личностью. «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» .
Прочие статьи:
Психолого-педагогические ресурсы игровой деятельности в коррекции
недостатков интеллектуального развития у детей с задержкой психического
развития
Основная задача современной школы, и это уже общепризнанно, - не просто сформировать у учащихся необходимые знания, умения, навыки, а развить личность ребенка, способную к творческой деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Это реализуется в концепции личностно-ориентированного обуче ...
Развитие музыкальных способностей как научно-теоретическая
проблема
Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития лично ...
Слово как основная единица лексикона
В лексикологии слово является основной единицей языка. Было предложено много определений этой единицы.
Р.Н. Шмелев отмечает: «Главное заключается в том, что слово – это такая единица, которая представляет собой и фонетическое, и морфологические, и лексико-семантическое целое, а следовательно, мож ...