Учащиеся как контрольных, так и экспериментальных классов пользовались не только сложными предложениями оригинала, но в ряде случаев, строили сложноподчиненные предложения, отсутствовавшие в прослушанном тексте. Например: «Когда он осмелел он стал обращать внимание на людей» и «Когда пришли теплые весенние деньки ребята отнесли ежа в лес».
Недописанные предложения встречались в редких случаях, чаще конструкции упрощались (см. таблицу 3). Например: «На бегу он хрюкал и фыркал. Что ребята рассмеялись». Указанные недочеты свидетельствуют о том, что учащиеся еще недостаточно овладели синтаксическим строем речи.
Перейдем к характеристике словаря изложений.
Таблица №3 показывает, что в пересказах учеников как контрольных, так и экспериментальных групп чаще других частей речи встречались существительные и глаголы.
В пересказах школьников из экспериментального класса число существительных и глаголов оказалось меньше, чем у учеников из контрольного класса. Это, очевидно, можно объяснить тем, что в работах учащихся из контрольной группы появились слова, отсутствовавшие в воспринимаемом тексте, а ученики из экспериментальной группы воспроизводили содержание рассказа, приближаясь к исходному тексту.
Таблица 3 - Количество использованных в изложениях предложений (в % к общему их числу, имеющемуся в оригинале текста)
Классы |
Простые |
Сложные | ||||||
Распространенные |
Нераспространенные |
Сложносочиненные |
Сложноподчиненные | |||||
Правиль-ные |
Ошибоч-ные |
Правиль-ные |
Ошибоч-ные |
Правиль ные |
Ошиб |
Правиль-ные |
Ошиб | |
6 экс |
68 |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
3 |
1 |
6 конт |
44 |
3 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
7 экс |
45 |
1 |
0 |
0 |
6 |
0 |
9 |
1 |
7 конт |
42 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
4 |
3 |
Из таблицы 4 видно, что в экспериментальном классе количество использованных прилагательных, наречий и местоимений больше, чем в контрольных классах. Обогащение изложений учащихся названными грамматическими категориями говорит о возможностях шестиклассников актуализировать словарь текста, предназначенного для изложения.
Ученики из экспериментальной группы чаще использовали прилагательное «колючий», в то время как в контрольной группе это слово вообще опускалось школьниками. Редко они употребляли прилагательное «зоркий», «коротенький», заменяя их словами «маленький».
Итак, в опытной группе работы были более развернутыми. В них правильнее, полнее и последовательнее излагалось содержание прослушанного рассказа. Точнее употреблялись слова и словосочетания. Замены слов, в большинстве случаев, были адекватными. Синтаксических ошибок оказалось значительно меньше, чем в изложениях учащихся контрольной группы. Несомненно, специальная подготовительная работа, проведенная перед изложением, положительно повлияла на ученические письменные пересказы.
Таблица 4 - Количество использованных в изложениях частей речи (в % к общему числе слов, имеющемуся в оригинале текста)
Классы |
Всего слов |
Существ-ительные |
Глаголы |
Прилага-тельные |
Наречия |
Местоимения |
6 экс |
67 |
27 |
20 |
4 |
7 |
8 |
6 конт |
61 |
29 |
21 |
1 |
4 |
5 |
7 экс |
82 |
35 |
24 |
5 |
5 |
9 |
7 котн |
74 |
36 |
25 |
2 |
9 |
6 |
Прочие статьи:
Экспериментальное исследование использования
игровых методик в коррекционно-развивающей работе учителя начальных классов
Экспериментальное исследование использования игровых методик в коррекционно-развивающей работе учителя начальных классов проводилось в средней школе № 61 г. Липецка. В исследовании принял участие 21 учащийся первого класса «А» - из них девять мальчиков и 12 девочек.
Поскольку рамки курсовой работ ...
Особенности использования дидактического материала
в системе М. Монтессори
О значении материала. Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудов ...
Условия и принципы, учет которых необходим при построении развивающей среды
в ДОУ
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под редакцией В.А.Петровского, о которой мы уже упоминали в нашей работе. Здесь применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения пред ...