В многочисленных психолого-педагогических исследованиях отмечается, что при соответствующем обучении умственно отсталые школьники овладевают некоторыми навыками связной письменной речи. М.Ф. Гнездилов в своих работах отмечал, что для формирования этих навыков необходимо регулярно работать с учащимися над содержанием воспринятого материала, побуждать их к его озаглавливанию, учить детей определять фактический материал, нужный для раскрытия темы, вырабатывать у учащихся навыки соблюдения последовательности изложения материала, учить детей выражать мысли своими словами и т.п. Автор говорит об огромном значении письменной речи для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы, подчеркивая, что это наиболее произвольная и осознанная форма, являющаяся предметом систематического школьного обучения. Осознанность и произвольность характеризует все стороны письменной речи, в том числе и синтаксис. Ребенок, обдумывая, строя фразы и предложения, может вернуться к тому, что уже написано, сделать паузы, чтобы более точно сформулировать предложения, медленно записать его.
В работах М.Ф. Гнездилова дается глубокий и всесторонний анализ специфических особенностей формирования и развития речи умственно отсталых детей, указывается на взаимосвязь устной и письменной речи. Ученый раскрывает сложные и своеобразные отношения, возникающие между устной и письменной речью в процессе речевого развития умственно отсталых детей. Им подчеркивается, что причины, затрудняющие процесс овладения учащимися письменной речью вызваны общим недоразвитием речи и своеобразием мыслительной деятельности (инертность процессов высшей нервной деятельности), аномальным развитием эмоционально-волевой сферы, неумением самостоятельно организовать свою деятельность. На основе изучения недостатков письменной речи умственной отсталых детей и наблюдений за методикой работы учителей вспомогательных школ М.Ф. Гнездилов предполагает так организовать деятельность учащихся, чтобы постоянно будить их активность и самостоятельность, поднимать их умственную работоспособность, добиваться осмысленного усвоения учебного материала, создавать у детей привычку размышлять.
Выдвинутые в исследованиях М.Ф. Гнездилова методы и приемы работы привлекли внимание многих педагогов, методистов и психологов. Они их развивают, совершенствуют и развивают новые. Подчеркивается, что надо разнообразить ту основу, на которой формируется письменная речь. В качестве такой основы предполагается предметные деятельность, впечатления от окружающей действительности, практическая деятельность, практический опыт. Считается, что наличие предметной практической основы усиливает мотивацию речевой деятельности и тем самым обеспечивает развернутость высказываний. Но вместе с тем отмечен и ряд высказываний, возникающих у умственно отсталых детей при овладении связной письменной речью. «Овладевая связной письменной речью, умственно отсталые школьники испытывают большие трудности, обусловленные различными причинами. Письменная речь предполагает высокую степень преднамеренности психических процессов, которая у умственно отсталых детей формируется своеобразно и со значительным запаздыванием» (1977, В.Г. Петрова).
Своеобразие речевого развития проявляется у умственно отсталых школьников с самого раннего возраста. Они начинают пользоваться речью на 3-4 году жизни, к употреблению предложений переходят значительно позднее, чем это бывает при нормальном развитии. Поэтому практика речевого общения при поступлении в школу оказывается весьма ограниченной и непродолжительной. Речевая активность таких детей снижена. Они не могут общаться свободно и легко, не имеют должной потребности выражать своими словами, впечатлениями, желания, мысли.
Прочие статьи:
Основные подходы к пониманию сущности педагогического мастерства в современной педагогике спорта
В педагогике наиболее целостным и системным понятием, определяющим качественность профессиональной деятельности, является понятие "педагогическое мастерство".
В словаре русского языка "мастерство" определяется как искусство в какой-нибудь области, а мастер предстает как специа ...
Педагогическая
деятельность и теория дошкольного воспитания М. Монтессори
В 1900 г. на состоявшейся в Риме своеобразной олимпиаде учащихся начальной школы питомцы Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Это было громом среди ясного неба. Результаты многократно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их было нельзя. "Настоящи ...
Теоретическое обоснование методики
Ученые, имеющие многолетнюю педагогическую практику в школе часто указывают на то, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной пробл ...