Как показывают исследования многих авторов, познавательные процессы умственно отсталых школьников формируются преимущественно в процессе обучения, в условиях специальной коррекционно-воспитательной работы, постепенной приобретая все большую осознанность и произвольность. Поэтому перед учителем стоит важная задача – построения педагогического процесса с учетом особенностей, характерных для умственно отсталых школьников.
Своеобразие речи детей – олигофренов отчетливо обнаружилось при рассмотрении соотношения между речью и деятельностью. В.И. Лубовским установлено (1978), что словесная регуляция деятельности и способность использовать результаты для познания окружающей действительности формируются у учащихся вспомогательной школы со значительным отставанием. Однако, несомненно, и то, подчеркивает В.Г. Петрова, что именно речь играет существенную роль в организации и упорядочении познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы.
Речь способствует уточнению восприятия предметов и явлений, позволяет успешно запомнить предъявляемые объекты, препятствует уподоблению имеющихся у детей представлений. Ели практические действия детей сочетаются с речевой помощью взрослого и речью самих детей, то действия могут стать для умственно отсталых школьников надежным источником познания окружающего мира.
Под воздействием специального обучения отмечается продвижение учащихся в общем развитии, однако недостатки, присущие речи и деятельности умственно отсталых школьников, проявляются и в старших классах.
Учитывать эту особенность учащимся вспомогательной школы, очень важно специальными педагогическими приемами и методами правильно организовать учебную деятельность и подготовить их к усложняющимся условиям обучения в последующих классах.
На каждом этапе обучения учащихся надо не только обучать грамоте, сообщать им определенные сведения и знания, но и расширять их познавательные возможности, развивать их потребности и интересы. Только в этом случае дети окажутся подготовленными к усвоению новых знаний, требующих более высокого уровня восприятия.
В ходе обучения учитель должен стремиться пронизывать педагогический процесс коррекционными моментами, чтобы ослабить имеющиеся у школьников дефекты развития, а там, где возможно и преодолеть их. Л.С. Выготский писал о том, что у умственно отсталых детей плохо развито отвлеченное мышление и можно было бы думать, что во вспомогательной школе процесс обучения должен строиться только на наглядной основе. В действительности же, продолжает автор, задача учителя вспомогательной школе процесс обучения должен строиться только на наглядной основе. В действительности же, продолжает автор, задача учителя вспомогательной школы состоит не в том, чтобы полностью исключить из учебного процесса моменты отвлечения, а в том, чтобы вводить их в нужном объеме и постепенно вырабатывать у школьников навыки и приемы отвлеченного мышления.
Л.С. Выготский писал о том, что именно потому, что умственно отсталый ребенок, предоставленный сам себе, никогда не достигнет сколько-нибудь развитых форм отвлеченного мышления, задача школы заключается в том, чтобы всеми милами продвигать ребенка именно в том направлении, развивать у него то, что само по себе является в его развитии недостаточным.
В программе вспомогательной школы одной из задач обучения родному языку предусматривается научить учащихся последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и в письменной форме.
Навыки связной письменной речи школьники приобретают на уроках развития речи при написании изложений и сочинений. Эта форма речевой деятельности предполагает более полную сформированность психических процессов, так как ученик должен распределять внимание в нескольких направлениях. Он должен следить не только за написанием слов, но и за содержанием, и последовательностью передачи мыслей, за построением предложений. У учащихся вспомогательной школы нарушены многие психические функции. В их письменных работах обнаруживается большое количество ошибок: логических, лексических, орфографических, пунктуационных.
Прочие статьи:
Анализ существующих методик обучения младших
школьников программированию
Алгоритмизация как часть программирования является основным, центральным элементом содержания курса информатики. Однако объём её изучения ее остается дискуссионным, что связано как с важностью осуществления фундаментализации курса, так и с необходимостью проведения профориентации на профессию прог ...
Разработка краткого конспекта
предметных знаний по теме программы
По теме «Основные приемы проведения проверки предприятия» разрабатывается краткий конспект предметных знаний.
Краткий конспект по теме «Основные приемы проведения проверки предприятия»
Вопросы темы:
Приемы и способы документального контроля.
Приемы фактического контроля.
1 Приемы и способы до ...
Девиантные явления в жизни подростка
Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой. Противоправное поведение, ...