В соответствии с предлагаемой нами программой практическая реализация (разработка игровых ситуаций, творческих заданий, подбор методик исследования) во многом зависит от самого педагога, его способностей, знания им особенностей своих воспитанников, а также от так называемых "местных условий".
Задачи программы: формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни; физическое воспитание; обеспечение физического и психического саморазвития.
Воспитание и обучение проводилось преимущественно в игре или творческой деятельности главным образом через подражание, практические действия и другие формы продуктивного поведения.
Нами были реализованы следующие направления педагогической деятельности по охране здоровья и воспитанию ЗОЖ у старших дошкольников:
1. Оптимизация физического воспитания детей через:
расширение программы физвоспитания;
учёт индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;
организация активного отдыха на занятиях, прогулках и после занятий.
2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса (совместно с педагогами группы):
адаптация содержания обучения для различных по состоянию здоровья группы детей,
учёт их психофизиологических особенностей;
улучшение условий обучения (микроклимат, оборудование).
3. Лечебно-профилактическая работа:
контроль за санитарно-гигиеническими условиями (освещение, температурный режим, оборудование и т.д.);
профилактика отклонений состояние здоровья (наблюдение за состоянием детей, физиопроцедуры, лечебная гимнастика и др.).
Нами разработан и апробирован тематический план по формированию здорового образа жизни у дошкольников, который включает несколько блоков: "Школа Мойдодыра", "Школа спортсмена", "Школа Айболита и его друзей", "Школа Всезнайки". В приложении И представлены примеры конспектов по каждому тематическому блоку.
Содержание занятий наполнялось сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятия позволяло сохранить специфику особенностей дошкольного возраста.
Также нами предлагается примерная тематика просвещения родителей в вопросах формирования здорового образа жизни у дошкольников:
1. Роль семьи в воспитании здорового дошкольника. Валеологическая культура дома.
2. Отдых ребенка в дошкольном учреждении и дома.
3. Основы рационального питания.
4. Предупреждение детской нервозности.
5. Предупреждение детского травматизма.
6. Физическое воспитание и закаливание ребенка в семье.
7. Профилактика инфекционных болезней у дошкольников.
8. Личная гигиена дошкольника
9. Роль семьи в подготовке ребенка к школе.
Организация работы с родителями может проходить в форме собраний, тематических бесед, занятий в семейных клубах. Стержнем всей данной работы является индивидуальный план оздоровления, разработанный для каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития, которая включает:
Прочие статьи:
Анализ показателей физической подготовленности дошкольников
Начинать работу по повышению устойчивости организма ребенка к простудным заболеваниям предполагается с изучения индивидуальных особенностей ребенка, в том числе уровня его физической подготовленности и сравнения ее с возрастными нормами.
Анализ научно-методической литературы указывает на наличие ...
Анализ понятий: педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка
Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соедини ...
Методические приемы обучения лепке младших школьников
Скульптура обозначает «вырезать, высекать, лепить». В данной работе лепка рассматривается как самостоятельная часть скульптуры. Лепка применяется в любой скульптурной работе, начинающейся с исполнения модели, которую затем переводят в другой материал.
Лепку можно классифицировать по материалу: из ...