«+» – Развитие нравственных качеств, активное сотрудничество, развивает познавательную активность; приучает к ответственности, делает объективным процесс самооценки.
«–» – Работа копируется учащимися, трудность комплектования групп и организации работы в них; одни могут прикрываться другими.
Структура:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению заданий (постановка задач, инструктаж);
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, распределение обязанностей;
3. Работа по выполнению задания;
4. Наблюдение и корректировка учителя;
5. Проверка выполнения задания;
6. Обсуждение результатов работы, выводы;
7. Оценка.
Вид групповой работы:
1. Парная (пары не меняются)
2. Единая групповая работа
3. Дифференцированная (разные задания)
3. Индивидуальная форма обучения. Учащиеся выполняют задачи индивидуально.
Виды:
1. индивидуальная (одинаковые задания)
2. индивидуализационная (специальные задачи)
Проверяет на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач.
«+» – позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка. ребенка. ккоконтролируетдеятельность учащихся, предполагает наличие учителя высокой квалификации.
«–» – неэкономность, ограниченность влияние учителя, ограниченность сотрудничества.
4. Коллективная форма обучения.
Работа в парах сменного состава.
Половина говорит; половина слушает; каждый участник является то учителем, то учащимся. Цель каждого – учить тому, что знаешь сам.
Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди учит всех; каждый отвечает не только за свои знания, но и за знания товарища.
Над изучаемой темой работают столько, сколько необходимо для полного его овладения. Совпадение личных и коллективных интересов.
«+» – Глубокое усвоение материала, урок становится интересным, живым; воспитывается сознательное отношение к учебному труду, активной мыслительной деятельности; возможность многократно повторять, формировать коммуникативные умения.
«–» – Трудовая организация, много дидактического материала, постоянные консультации, перестройка работы учащихся и учителя.
Признаки коллективной работы:
1. Наличие у всех учащихся общей цели;
2. Разделение труда, обязанностей;
3. Сотрудничество и товарищество, взаимопомощь;
4. Наличие действующих органов организации;
5. Общественно-полезный характер деятельности всех и каждого ученика в отдельности.
Можно выделить три режима работы в командах:
1. Коллективная работа, т.е. вся группа работает над большинством или всеми задачами или проектами;
2. Работа в подгруппах;
3. Индивидуальная работа каждого члена команды, а затем групповые сравнения и обсуждение результатов.
Важно отметить, что реализация всех трех режимов работы на уроке является наиболее эффективной, чем выбор и применение лишь одного из них.
Успех обучения иностранным языкам зависит не только от совместного согласования деятельности учителя и учеников. Большую роль играет так же взаимодействие их личностей, складывающихся между ними взаимопонимание, которое по определению В.А. Канн-Калика, является основой содружества на уроке. Поэтому даже в случае хорошей профессиональной подготовки учителя, его умения методически, целесообразно планировать свои действия эффект обучения может быть минимальным из-за нескладывающихся между ним и учениками отношений.
По мнению В.А. Канн-Калика результатом взаимодействия учителя и учеников и складывающихся между ними отношений могут быть следующие стили педагогического обучения: общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание.
В зависимости от ситуации на уроке учитель выступает в роли речевого партнера или помощника и консультанта, или инициатора общения, а в случае необходимости и арбитра. Благоприятные межличностные отношения позволят ученику не боятся ошибаться, быть непонятым, чувствовать себя расковано и свободно. Экспериментально доказано, что следствием доброжелательных взаимоотношений учителя и учащихся является повышение уровня мотивации поведения учеников.
Прочие статьи:
Креативность как категория мышления детей младшего школьного
возраста в психолого-педагогической литературе
Способность - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями "…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек ...
Возможности развития творческого мышления младших в современных УМК
Итак, мы выяснили, что среди современных задач обучения на первый план выступает формирование активного самостоятельного творческого мышления учащихся.
Достаточно продолжительное время в системе образования преобладала авторитарная педагогика, рассчитанная на "среднего" ученика и готовя ...
Третичная профилактика
Некоторые дефекты речи ограничивают возможности выбора профессии. Профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи, входит в задачи третичной профилактики последствий речевых нарушений.
Основным направлением этого этапа является глубокий учет личностных возможностей и интере ...