Понятие «сотрудничества» и способы его организации

Новая педагогика » Организация учебного сотрудничества на уроках иностранного языка » Понятие «сотрудничества» и способы его организации

Страница 1

Вся система образования в Российской Федерации, и высшее в том числе, в настоящее время находиться под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ш.Н. Амонашвили) и передовых практиков современной школы (А.К. Макаренко, А.В. Сухомлинский).

Эти идеи, в частности, нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова даётся следующее толкование сотрудничества: «Сотрудничать – работать вместе, принимать участие в общем деле».

Сотрудничество – по словам И.Я. Зимней: «…гуманистическая идея совместной, развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленный взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности…»

Нельзя не согласиться с мнением С. Соловейчика по поводу его определения сотрудничества: «Сотрудничество в воспитании то же, что дух в личности. Сотрудничать – значит уважать друг друга, ценить, уметь поступаться своими желаниями, нуждаться друг в друге и быть нужными…»

В.К. Дьяченко считает, что: «Сотрудничество – наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект – субъектных отношений в совместной деятельности…»

В свою очередь, Г.К. Селевко отмечает, что: «Сотрудничество – методика совместно-разделенной деятельности детей и педагога».

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся. Значение этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества.

Проблема учебного сотрудничества активно и всесторонне изучается в последнее время (Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик, В.А. Ядов, Д.И. Фельдштейн и др.).

Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой сеть взаимодействий по следующим линиям:

1) «ученик-ученик»

2) «общегрупповое взаимодействие учеников в классе»

3) «учитель – ученик»

4) «учитель – учительский коллектив».

А так же по мнению Цукермана Г.А. педагогике сотрудничества можно выделить четыре формы организации учебной деятельности:

1. Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают, обобщают её результаты.

«+» – Учитель ведет работу со всем классом, общаясь с учащимися непосредственно в ходе рассказа, объяснения. Способствует установлению доверительных отношений, воспитывает чувство коллективизма, учит рассуждать и находить ошибки в рассуждении товарищей, формировать познавательные интересы. Учитель достигает ритмичности в деятельности с учетом индивидуальных особенностей. Активизация деятельности школьников. Формирование устойчивого познавательного интереса.

«–» – Направлена на абстрактного ученика.

Фронтальная форма может быть реализована в виде продленного, информационного и иллюстративно-объяснительного изложения и сопровождение творческими заданиями.

2. Групповая форма обучения. Учащиеся делятся на группы для решения конкретных задач. Каждая группа получает определенные задания, и выполняют их сообща под руководством лидера или учителя. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом максимальной эффективности для коллектива, чтобы могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Состав 3–6 человек. Не менее половины должны составлять ученики, которые способны самостоятельно работать. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах.

Способы деления на группы:

по деланию учащихся;

по желанию учителя;

игротехнические;

Применима при проведении практических, лабораторных работ, при отработке навыков разговорной речи на иностранном языке, при подготовке диспутов, докладов.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала
В данном разделе получили отражение как игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры, дидактические особенности которых были рассмотрены в предыдущем разделе. Сюда не включены те игры, которые уже получили распространение в образовательной практике и достаточно полно отражены в литературе. К ...

Организация исследования мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего школьника
Объектом данного исследования является мотивация младших школьников. Предмет исследования – влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников. Цель исследования: изучение уровня влияния мотивации на достижения результатов в спортивной деятельности учащихся начальной школ ...

Содержание обучения учащихся профессиональных училищ курсу Цветоведение
Дисциплина «Цветоведение» относится к вариативной части общепрофессионального цикла дисциплин. Освоение дисциплины «Цветоведение» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Академическая живопись», «Пропедевтика», «дизайн», «Декоративные ткани» и другие, связанные с изобрази ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru