Нами разработана модель поэтапной коррекции нарушения письма у детей с ЗПР на основании анализа литературных данных и результатов констатирующего эксперимента.
Подробнее остановлюсь на развитии фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематический слух – тонкий, систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Работа по развитию фонематического слуха начинается с первого этапа:
І. 1) развития неречевых звуков.
«Определи что звучит» – различать громкость и контрастность звука.
«Услышь звуки» - дифференциация неречевых звуков.
«Знакомые звуки» - упражнять в дифференциации неречевых звуков.
«Маленький музыкант» - узнавать ритмический рисунок слова.
«Найди игрушку» - учить ориентироваться на силу ударов.
2) умения различать тембр и силу голоса.
«Кто тебя позвал» - учить различать тембр и силу голоса.
«Три медведя» - различать реплики по высоте голоса.
«Далеко или близко» - воспроизводить звукокомплексы тихо, громко «ау», «ав - ав», «ку-ка-ре-ку».
«Кто лает?» - воспроизводить звукокомплексы по высоте и силе голоса (щенок, собака).
3) различения слов, близких по составу
«Попугай» - учить различать похожие слова.
«Какое слово лишнее?» - выбирать слово, которое по звуковому составу похоже на остальные.
Моток – каток – поток.
Батон – бутон – бетон.
«Поэт» - выбрать одно слово из тех предложенных, добиваясь рифмы в письме.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные … (перина, подушка, рубашка).
«Подскажи словечко» - учить детей подбирать слово в рифму.
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук).
Второй этап
ІІ. Развитие ритмической структуры слова.
работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание ладонью по столу, отстукивание мячом об стол, использование музыкальных инструментов.
Виды работ:
1) сравнение ритмов: / //, // … // /;
2) узнавание ритмов и соотнесение из с определнным ритмическим рисунком;
3) воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
4) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: / //, ////;
5) произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
6) игра «Телеграф». Передать слово, отстучав его ритмическую структуру.
7) Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:
а) /; //; ///; ////;
б) //; //; ///; ///;
8) чтение стихов, рассказов с отстукиванием ритма
9) пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: ко – ко – ко (2 раза) – не ходите далеко.
Третий этап.
ІІІ. Звукоразличение фонем.
1) опознавание фонем на материале звуков. Экспериментатор называет серию звуков, далеких по месту и способу образования и дает инструкцию: «Я буду называть звуки, а ты, если услышишь звук с подними фишку» (з, ш, ж, ч, щ, р, л).
2) опознавание фонем на материале слогов. «Я буду называть слоги, а ты подмими флажок, если услышишь в слове звук ш» (ша – ча, за – жа, са – ша, ца – са, ча – тя, са – ша – са, за – жа – за, ча – тя – ча, ма – са - ша)
Прочие статьи:
Формирование математических способностей детей дошкольного возраста.
Логическое мышление
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебника ...
Программа совершенствования социально – культурной деятельности школьных
образовательных учреждениях средствами игровых методик
Существует ряд особенностей, которые необходимо иметь в виду при использовании программы.
Сотрудник, реализующий программу.
Наиболее удачной и перспективной кандидатурой на роль человека, способного воплотить в жизнь данную программу, является классный руководитель. Он дожжен соответствовать ряд ...
Чтение как вид деятельности
Чтение относится к одному из видов человеческой деятельности, причем деятельности творческой. «Труд читателя» вызван потребностями личности, имеет свои мотивы и цели, средства и операции; он направлен на определенный предмет и устремлен к результату.
Цели читателя зависят и от его возраста, и от ...